26 марта 2012 |
Даже самая большая река всегда начинается с малого ручейка. Этот естественный закон природы работает так же и в экономике, а особенно в предпринимательстве. Большинство известных в наше время гигантов сферы бизнеса начинали, если не с простого ларька или домашней лаборатории, то ещё каким-то, казалось бы, обречённым на провал способом.
К примеру, можно привести самую известную империю кофеен в мире Starbucks, которая была основана преподавателем английского языка как комната для чтения, где подают кофе. Или тот же гигант спортивной обуви Nike, всем известная эмблема которого в виде крылышек (я сам до сих не могу понять, почему крылья должны выглядеть именно так) была куплена всего за 35 долларов у студента художественного училища. Список очень большой и очень интересный. Но остановимся сегодня на самом узнаваемом напитке в мире. Бренд этой компании считается самым популярным среди всех брендов мира. Правильно, это Coca-Cola, известные белые буквы на красном фоне истории успешных бизнес-идей.
И так, откуда взялся этот безалкогольный напиток? Если не вникать в подробности, даже невооружённым глазом станет ясно, что даже самая бредовая идея, при сопутствующих обстоятельствах может перерасти в такие масштабы, что даже никому и не снилось. Именно так и произошло с Кока-Кола.
Обратимся к истории США, где и был придуман этот бренд. Конец 19-го века, 1886 год, раннее лето, Гражданская война Юга и Запада закончилась, но разруха, как материальная, так и моральная, всё ещё свирепствует по всем Соединённым Штатам Америки. По понятным причинам, как и во все времена, в период духовного падения начинают развиваться религиозные течения и активизируются разнообразные направления по спасению человечества, в том числе и его здоровья. Американское общество, в особенности Юг страны, «ударились» в христианство и начали преобразовывать социальный строй своих сограждан. Поскольку большая послевоенная депрессия принесла поголовный алкоголизм, борьба с пьянством выходит на первое место. Но это совсем не означало, что люди перестали пить алкоголь. Вводиться запрет на продажу алкогольных напитков и, что потом стало для Кока-Колы очень важно, запрет на использование спиртов алкоголя в медицинских препаратах.
В то время, седой бородатый фармацевт Джон Стит Пембертон (не прототип ли Санта Клауса на новогодней эмблеме компании?), нашёл выход из сложившейся ситуации и развернул предпринимательскую деятельность по поставкам в аптеки ликёров и настоек, не содержащих алкоголь, что было вполне соответственно нормам прогрессирующего в то время «морального» здоровья. Как ни странно, Джон Пембертоном алкоголь было решено заменить… кокаином, так как он оказывал некое влияние на активность мозга и не был в то время запрещён государством для продажи. Первоначально, Кока-Кола продавалась под названием «Идеальная стимуляция работы мозга - Французская кока» и на взгляд напоминала сироп или микстуру в небольших бутылочках, которую подавали в аптеках или в таре, или на розлив . Но, поскольку, кокаин сам по себе очень противный на вкус продукт, его предлагали запивать простой водой. Тут то и случилось то, что сделало известный всему миру напиток таковым, которым мы видим его сейчас.
Одним тёплым утром, проходивший мимо аптечной лавки рабочий, решил утолить свою жажду после вчерашнего перепоя каким-то лечащим средством от головной боли. Аптекарь посоветовал ему «Французскую коку», но по неизвестным причинам, в то время в аптеке не оказалось простой питьевой воды, чтоб запить лекарство и рабочий попросил стакан газировки, поскольку ему было всё ровно, чем запивать с похмелья. После первого же глотка, мужчина обрадовался и произнес: - Это то, что надо (That’s the way I like it). В самые кратчайшие сроки новость о лечебном газированном напитке, лечащим от похмелья, разнеслась по всей Атланте и люди стояли толпами по утрам, чтобы получить с бодуна в аптеке психотропное «снадобье» для мозгов.
При этом всём, вкус напитка всё же оставался довольно противным и Джон, случайно узнав от темнокожих рабов из Африки о прекрасных свойствах зерен колы, которые имеет не только тонизирующие качества, но и сладкий вкус – решил смешивать кокаин с сиропом из плодов колы. За первый же год объем продаж Кока-колы вырос с 24 галлонов 40 раз и составил 1049 проданных галлонов за 12 месяцев.
Историческая справка: если взять объем всей Кока-Колы, произведённой от начала её выпуска в продажу, то на сегодняшний день на каждого человека на земле припадёт 780 бутылок напитка.
Дела шли неплохо, но Пембертон был уже стар, и его здоровье понемногу ухудшалось, что очень мешало ему успешно заниматься бизнесом. Незадолго до смерти он решил отойти от дел и продал 2/3 акций своей компании тому самому аптекарю, который впервые разбавил «Французскую коку» газировкой. Остальную треть он продал перед самой смертью преуспевающему предпринимателю и фармацевту Кандлеру, который впоследствии скупил все остальные акции Кока-Кола и стал единственным её владельцем. Общая стоимость покупки всех акций обошлась в то время Кандлеру всего в 2300 долларов.
Свою необычайную популярность напиток обрёл в начале 20-го века, когда Кока-Кола была признана самым известным и продаваемым безалкогольным напитком в США. Тогда и был придуман оригинальный состав, который используется и в наши дни, а именно:
- Масло: лимон, лайм, мускатный орех, апельсиновое дерево (нероль)
- Экстракт: мускат, листья коки
- Кислота: цитрусовая, апельсиновая
- Ванилин
- Кофеин
Справка: Экстракт кокаина используется и поныне в производстве напитка, но уже в «безвредном» виде. Кстати, поставщиком является американская компания, которая единственная в США имеет лицензию по легальной обработке кокаина.
На сегодняшний день, Coca-Cola является наиболее известным продаваемым брендом во всём мире. Стоимость самого бренда оценивается приблизительно в 80 миллиардов долларов (в начале 21 века эта цифра едва составляла 50 млрд.), за сутки на планете Земля выпивается около миллиарда бутылок этого напитка и продажи ведутся более, чем в 200 странах мира.
Сложно будет ещё что-то добавить от себя к этому, не побоюсь такого высказывания, абсолютному успеху из ничего?! Хочется сказать только одно – этот успех в недалёком будущем погаснет, как костёр во время ливня, так как время консервантов уходит в небытие и рано или поздно Кока-Кола станет такой же историей, как в своё время по ненадобности историей стали почтовые голуби.
|