Рисунки и схемы — не надо их недооценивать

Интересно
11 февраля 2011
Зимой 1969 Вирджиния Скофилд столкнулась с серьезной задачей. Эта проблема превратилась в ее ночной кошмар. И почти сразу ей пришлось признать поражение. К счастью, большинство людей никогда не столкнутся с этой проблемой. Это - нехватка знаний по органической химии.

В то время Вирджиния была студенткой Техасского университета, изучающей биологические науки. Ее карьерные планы можно описать словами: «Или стать доктором наук, или умереть!». И других вариантов получения докторской степени у нее не было. Ей пришлось изучить, пытаться осмыслить и закрепить в памяти все, связанное с органической химией. Это был кошмар. И время работало против нее.

После того, как она безрезультатно использовала традиционные методы студентов (выставление акцентов на важных деталях, конспектирование и зубрежка), Вирджиния обратилась элементарному, но действенному способу, который в результате ее спас — The Doodle (Каракули). Вирджиния нарисовала примитивные визуальные опоры для каждой модели учебников Моррисона и Бойда. Она решила свои проблемы при помощи метода, который бросает вызов общепринятой точке зрения и академическому подходу. У этой истории счастливый конец. Вирджиния не только отлично сдала выпускные экзамены по органической химии и получила степень доктора наук, но также стала известным иммунологом, получившим признание за одно из крупнейших открытий, связанных с передачей ВИЧ-инфекции. Она приписывает значительную часть своего успеха судьбоносному решению рисовать визуальные опоры - каракули.

Собственно, что же все-таки значит "рисовать каракули"? Если вы откроете любой словарь, то вы найдете множество не очень привлекательных определений: попусту тратить время, делать бессмысленные отметки, писать или рисовать что-то, не имеющее ценности. Но с учетом того, как эти каракули помогли доктору Скофилд и помогают сегодня множеству людей по всему миру, эти определения имеют мало общего с тем, о чем мы здесь говорим. Люди решают проблемы и познают мир при помощи визуальных средств более 30000 лет. И давно назрела необходимость найти более подходящее определение.

"Каракули" лучше всего описать как "заметки, которые помогают людям думать". Большинство из нас уверены, что когда мы корябаем что-то на бумаге, мы отключаем мыслительные процессы. Но это неверное представление и его следует изменить. Не бывает такого явления, как бессмысленные каракули. Все эти наброски - попытка мозга заняться делом, до того, как он не устоит под напором бездумности. Машинальные изображения являются результатом мышления, хотя и скрытого. Известно, что это универсальное действие:
  • повышает нашу способность концентрироваться (особенно во время чего-то сложного или скучного),
  • повышает возможность запоминания и повторения информации,
  • активирует "мысленный взор" - зрительные зоны коры головного мозга. Это позволит нам видеть психические образы и воздействовать на информацию,
  • увеличивает доступ к творческой, подсознательной части мозга, которая помогает справляться с проблемами, не мешая работать активному сознанию. И
  • объединяет три основные канала информации: визуальный, слуховой и кинестетический.

Последнее достоинство машинального рисования несомненно. Специалисты по педагогике утверждают, что для полного усвоения информации должны использоваться хотя бы два основных канала информации, или это может быть один канал в сочетании с большим эмоциональным переживанием. А каракули - это возможность превратить простое действие в проявление мастерства, когда задействованы все три канала вместе с эмоциональным переживанием. И вот, это "бесполезное действие" в действительности оказывается функциональной техникой широкого применения - и для нашей работы, и для нашего образа мышления. Не случайно Томас Эдисон постоянно делал машинальные наброски и при этом был одним из самых удачливых изобретателей. Также не является совпадением тот факт, что многие фирмы-новаторы используют эскизное представление и язык визуального общения для того, чтобы оставаться впереди остальных. 

Стратегические рисунки

Конечно, не удастся сразу отказаться от пренебрежения к слову "каракули", поэтому я буду использовать термин "стратегические рисунки".  Стратегический рисунок - это получение информации на слух или на основе текста, а затем повторная демонстрация ее аудитории. Благодаря стратегическому рисунку решаются проблемы и происходит обучение, поэтому он применим как в школе, так и на работе.

Рисунки на работе

Такие рисунки идеально подходят для офиса: бесплатны, просты и доступным всем нам, а не только художественно одаренным натурам. Более того, рисунки - это первый шаг к планированию серьезных процессов и разработке проблем. Для того, чтобы использовать их потенциал на работе, нам, прежде всего, надо себе это разрешить. И для того, чтобы начать, нам надо кое-что узнать.

Иллюстративный алфавит

Использование набросков в качестве языка визуального общения начинается с набора символов. По сути, с иллюстративного алфавита. Сложный, как и мир вокруг, он вмещает всего 12 форм, которые используются для создания набросков для визуального восприятия. Вы легко можете набросать любую из них. Формы, изображенные ниже, представляют собой фундаментальные блоки, при помощи которых можно нарисовать все, что угодно. Наловчитесь использовать эти формы каждую в отдельности и комбинировать их друг с другом, чтобы создавать новые формы. После этого можете считать, что вы уже освоили азы иллюстративного подхода. Ведь у вас есть все для создания персонажа, контура модели или символа.
 


Рис. 1: 12 элементов иллюстративного алфавита. ©sunnibrown.com

Основы стратегического рисования

В идеале стратегическое рисование означает осознанное конструирование значимых изображений. Это означает, что чем больше контекста мы привнесем в информацию, тем лучше будет изображение. Когда мы рисуем для того, чтобы показать взаимоотношения между разными фрагментами знания, чтобы выявить больший охват всей системы или понять, насколько эффективен рабочий процесс, мы добавляем новое значение в рисунок. Иначе применение иллюстративного алфавита было бы поверхностным и несерьезным. Шесть основных элементов помогут вам сделать ваш рисунок более информативным.

1. Буквы

Да, вы не ошиблись, стратегические рисунки включают и текст. Наш мозг воспринимает буквы как символы, поэтому текст будет вполне уместен в этой схеме. Идея состоит в том, чтобы выборочно продемонстрировать самые значимые слова и использовать их в качестве дополнительного средства сообщения. Совсем не обязательно при этом писать целый роман. Президент Кеннеди нередко занимался тем, что можно было назвать "словесными каракулями" - он многократно копировал одни и те же буквы, когда обдумывал проблему. Этот процесс помогал ему думать и принимать решения. Так что текстовый акцент и "слова-картинки" (ниже) - эффективное средство для того, чтобы показать другим, что вы имеете в виду, и закрепить информацию у вас в голове, пока вы рисуете.

Рис. 2: Написание букв и слова-картинки помогают людям выражать свои идеи и хорошо их запомнить. ©sunnibrown.com

2. Абзацы

Раз текст может использоваться в стратегическом рисовании, абзацы весьма полезны в качестве маркеров, чтобы отделить одну текстовую концепцию от другой. Абзацы служат ориентирами - для того, чтобы показать, что именно здесь находится что-то важное. Абзацы не имеют четкой формы - они могут быть в виде кругов, квадратов, звезд, галочек и любого другого символа. Форма и цвет абзацев могут также использоваться для того, чтобы подчеркнуть их важность для зрителя. Например, красный восклицательный знак скорее привлечет внимание, чем желтое солнышко.

3. Рамки

На схемах и графиках видно, как рамки создают небольшие поля, чтобы выделить их содержимого среди всего остального, чтобы подчеркнуть, что это - отельная часть общей информации. И как соединительное звено, рамки могут быть предназначены для определения природы своего содержимого. Они могут иметь стандартный вид для стандартного контента, а могут быть представлены мягкой плавной линией, символизирующей подвижность и изменчивость, или символизировать что-то захватывающее - рваные линии, как на картинках комиксов.

4. Соединительные знаки

Соединительные знаки показываю взаимосвязь между отдельными обрывками информации. Все данные взаимосвязаны между собой. А соединительные знаки позволяют нам связывать системы и отдельные компоненты этих систем. При помощи соединительных знаков можно показать тип связей между двумя и более элементами (иерархия или параллель), или природу этих связей (статические или динамические, слабые или сильные,  одно- или многократные).
 


Рис. 3: Абзацы, рамки и соединительные знаки создают связь и сопоставляют элементы системы. ©sunnibrown.com
 

5. Лица и фигуры

Люди - неотъемлемая часть систем и процессов, поэтому стоит разобраться, как изображать лица и фигуры. Не беспокойтесь о том, что они получаются смешными. Наша система восприятия лояльно относится к несовершенству при визуализации, мы слишком строги к себе. Когда мы на что-то смотрим, мы часто ищем черты сходства с каким-нибудь человеком, так что все нормально. Поскольку цель стратегических рисунков в том, чтобы создать значимую визуализацию, нет необходимости отказаться от изображения лиц или фигур (в конце концов, как еще вы собираетесь подразнить своих коллег?).
 


Рис. 4: Лица и фигуры на схеме помогут создать значимую визуализацию и подразнить коллег. ©sunnibrown.com

6. Тени и затенение

Для начинающих тени и затенение не имеют особого значения, но это один из наиболее эффективных способов заставить ваши изображения выглядеть более реалистичными и интересными для зрителя. Словарь Мерриама-Вебстера  определяет затенение как "использование отметок внутри контура для придания объема, тени или степени освещенности и затемненности на рисунке". Тени отличаются от затенения тем, что это - "темная фигура, упавшая на поверхность от тела, преградившего путь лучам от источника света". Другими словами, затенение лежит на объекте, а тень - нет. Ниже вы увидите простой пример того, как именно вы можете использовать тени и затенение для создания объема и трехмерности изображения. Часто это добавляет каракулям успех у зрителей.
 


Рис. 5: Тени и затенения более интересны, они придают реализм и трехмерность рисункам. ©sunnibrown.com


Поскольку стратегическое рисование служит больше для понимания и передачи информации, не претендуя на то, чтобы быть "искусством", поэтому художественность не должна быть целью. Если вы сможете эффективно использовать текст, абзацы, рамки, соединительные знаки и все остальное - это уже серьезное решение проблем. И это может показаться странным, но этим рисованием лучше заниматься совместно, а не в одиночку.

Как рисовать группой

Мы привыкли считать, что подобные рисунки делаются в одиночку. Но если рисовать группой, это позволит использовать силу сотрудничества и совместного творчества. Существует множество способов рисовать вместе с коллегами, чтобы разобраться и действительно решить проблему. Ниже предлагаются несколько решений.

•    Сделайте общую схему своей компании. Сотрудники больших компаний редко знают, что именно делает каждое подразделение компании. Используйте листы лекционных плакатов, чтобы всем вместе сделать схему деятельности компании и понять весь этот процесс. Пусть первая попытка идет под названием "Версия 1.0". Не придавайте большого значения тому, как выглядит схема, даже ее точности. Просто сделайте первую попытку, а затем нарисуйте еще раз после того, как каждый предложит свои идеи. Постепенно появится общая картина, доведите ее до совершенства.

•    Разберитесь со схемой работы. Несмотря на то, что работники компании в целом могут сказать, что "знают", в чем состоят рабочие процессы компании, если вы попросите изобразить их схематически, вы получите совершенно разные результаты. Стратегическое рисование, если заниматься им сообща, представляет собой серьезный шаг вперед. Когда каждый получит возможность увидеть схематически то, что происходит на самом деле, то у них появится возможность модернизировать и улучшить эти процессы.

•    Обдумайте старые проблемы снова. Когда мы полагаемся только на текстовое или слуховое восприятие проблемы, мы загоняем себя в ловушку линейного решения.  Вся прелесть языка визуальных средств состоит в том, что они по своей природе пространственны и креативны. Поэтому возрастает шанс получить неожиданное решение. Вместо того чтобы описывать проблему или обсуждать ее, изобразите ее на рисунке и попросите других нарисовать решение. Когда они начинают выражать мысли рисунком, их мнение о решении проблем может измениться. Без преувеличения, перед ними откроются новые возможности.

•    Нарисуйте будущее своей компании. Всей группой устройте полномасштабный показ лекционных плакатов, на которых изобразите будущее направление развития компании. Мы часто движемся вперед не задумываясь, но в идеале движение к будущему должно быть стратегически просчитано. Если провести собрание с целью нарисовать будущее, то это позволит людям самим его создать, а не просто ждать, когда оно придет. Если вы заинтересовались, то вы можете найти множество сценариев проведения собраний, связанных с рисованием, на gogamestorm.com.

Простота подобного рисования обманчива. Огромное количество научных, математических и деловых достижений имели место благодаря тому, что кто-то корябал на бумаге малопривлекательные каракули. Прелесть этих каракулей в том, что они не требуют специального образования, финансового положения или подготовки. Нам надо только решиться начать и пусть этот метод поможет нам задуматься.
 
Оригинал статьи: Sunni Brown (www.alistapart.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)