21 апреля 2012 |
На прошлой неделе мы писали о различных качествах хорошего клиента. Сейчас же мы намерены взглянуть на медаль с другой стороны: 10 различных типов плохих клиентов и что вы в состоянии сделать, чтобы их избежать.
Если вы занимаетесь фрилансом в течение долгого времени, тогда нет никаких сомнений, что вы читали ужастики про плохих клиентов. Возможно, вы даже сталкивались с плохими клиентами по работе.
За годы, я подметила, что большинство плохих клиентов, так или иначе, попадают под определенные чёткие шаблоны. В этой статье я поделюсь ими с вами. Помните, что ни один из этих типажей не относится конкретно к какому-либо клиенту, с которым я работала. Напротив, эти примеры являются обобщением многих качеств, которыми может быть наделён плохой клиент. Лично я вообще редко работала с плохими клиентами и, далее в статье, постараюсь объяснить, как и вам этого избежать.
Десть типов плохих клиентов
1. Любитель примеров. Для общения с сим «клиентом» вы должны отправлять ему бесплатные примеры работ. В независимости как хорошо вы их сделаете, для клиента они никогда не будут достаточно хороши. За редкими исключениями, я считаю жульничеством заставлять фрилансера работать бесплатно. Безусловно, очень важно чтобы клиент видел примеры работ, но для этого у нас есть портфолио.
2. Мадам Ползучие Условия. Проект выглядит относительно небольшим, и вы озвучиваете разумную (достаточно низкую) сумму. Как только вы начали работать, проект меняется. Мадам Ползучие Условия сообщает вам что «Ах да, забыла сказать, также ещё надо сделать...». Даже когда вы сделали работу — вы её ещё не сделали. Всегда будет что-то, что она забыла сказать...И всё эти за ту же низкую цену.
3. Виктор Расплывчатый. Виктору Расплывчатому нужно нечто для его сайта и он хочет, чтобы вы сделали это нечто. Беда в том, что Виктор не особенно знает, чем это нечто является. «Я узнаю, когда увижу», - твердит Виктор. Ничего неподозревающие фрилансеры часто пытаются помочь Виктору понять, что не так. Проблема же в том, что то, что предлагает фрилансер никогда не соответствует мыслям Виктора.
4. Фанни Халявщица. Описание задания выглядит прекрасно. Какая прекрасная возможность! Вы не можете поверить своей удаче. Подумать только: они платят деньги за такой интересный проект и встретили вас! Минутку, а где оплата? Вы просматриваете объявление с нетерпением лишь для того, что бы обнаружить: оплаты нет вообще. То есть Фанни не нанимает. Она ищет добровольцев.
5. Господин Недоступный. У вас вопросы к клиенту — вы пишите ему письмо на электронный ящик (он не оставил телефона). Проходят дни, возможно недели. Но нет ответа от господина Недоступного. Вы начинаете сомневаться, что клиент вообще ещё в деле. Внезапно, без предупреждения, он появляется. «Где мой проект?», - вопрошает он. Ваш же вопрос так и остался без ответа.
6. Сью Прилипала. Сью Прилипала — это полная противоположность господина Недоступного. Она столь противоположна, что общение с ней занимает большую часть вашего рабочего времени каждого дня. Она связывается с вами несколько раз на дню. Она спрашивает копии ваших первоначальных идей, планов, предварительных проектов, набросков и первых проектов. Если вы не успеваете ответить на письмо, Сью всегда будет поражаться — почему?
7. Ронни Ревизионист. Взяли заказ у Ронии — вы будете заполнены работой. К сожалению, этот клиент не заполнит ваши карманы. Неважно как хороша работа, которую вы делаете, она недостаточно хороша для Ронни. У него всегда есть: «измените что-то»(1 шт.), «исправьте что-то»(1 шт.), «окончательный пересмотр»(1 шт.).
8. Сплетница. Вначале вы польщены этим «клиентом». Кажется, что у нее есть «внутренний взгляд» на всех ваших конкурентов и на всех её конкурентов тоже. Она очень хочет рассказать (между нами, само собой), что знает о вас (особенно, когда речь идет о том, что она знает о других людях ). Будьте бдительны! Не заметите, как она начнёт поливать вас грязью.
9. Мистер Чек в Письме. Этот «клиент» является каждому фрилансеру в кошмарах. В начале он похож на обычного клиента. Затем, когда вы представляете ему счёт, наружу выходит его истинная сущность. Внезапно, у него появляются все причины не платить вам (ни одна из них не связана с качеством работы). У него семейные проблемы. Временные денежные трудности. Его банк допустил ошибку. Какие бы ни были проблемы, будьте уверены: это не его вина. Он отправит чек письмом, как только сможет. На самом деле, чек возможно уже отправлен. Но никогда не придёт.
10. Сеньор Почему Так Дорого. Большинство фрилансеров вероятно встречали этих «клиентов». Неважно какую цену вы озвучили за их проект, они знают кого-то, кто сделает дешевле. «Это ваша лучшая цена, — спрашивает клиент, — рыночная цена этого на сайте таком-то такая-то». Мой ответ всегда один и тот же: это правда. Можете найти кого-то, кто сделает дешевле — флаг вам в руки.
Как избежать работы с плохими клиентами
Как я сказала, у меня есть отличные клиенты. Одна из причин, почему у меня такие хорошие клиенты в том, что я изучаю каждого клиента, прежде чем принять предложение от него. Я смотрю в интернете, что пишут про него другие фрилансеры. Я проверяю списки черных работодателей и поставщиков (компании, которые плохо относятся к своим клиентам, будут также относится и к вам). Я смотрю их сайт.
Вот несколько путей как избежать работы с плохими клиентами:
- Тщательно изучайте ваших будущих клиентов, прежде чем работать с ними;
- Обсудите и наметьте все детали проекта, прежде чем его принимать;
- Будьте честны с собой и не берите новых клиентов от отчаяния;
- Прислушивайтесь к интуиции и не работайте с клиентами, от которых у вас плохое предчувствие;
- Следите за часто употребляемыми фразами и другими знаками потенциально плохого клиента.
Если существуют сомнения, хороший клиент или нет, я бы не рекомендовала браться за этот проект.
РћСигинал статьи: Laura Spencer (freelancefolder.com)
|