15 октября 2011 |
Один прекрасный разработчик, с которым я имел дело, однажды начал жаловаться во время ланча. Он работал над хорошо продуманным проектом примерно год и со временем пришёл к выводу, что этот проект ведёт в никуда. Он потратил год своей жизни, и у него накопилась непривлекательная для него кипа шаблонных решений. То же самое было с его двумя предыдущими работами. Он задал мне вопрос, на который у меня в то время не было хорошего ответа: «Как можно узнать в начале реализации проекта или создания компании, что эта идея будет иметь успех?». Другими словами, как распознать хорошую идею для реализации?
Когда я сообщил о своей готовности через несколько недель/месяцев свернуть дело и заняться чем-то новым, меня атаковали предложениями перспективных проектов начинающие и более продвинутые компаний. И я, конечно, обдумывал свои собственные проекты и идеи. Таким образом, заданный когда-то вопрос, к которому в то время я не отнёсся внимательно, на данный момент является тем, над чем я много размышляю.
Вот, кратко, мой «список требований к хорошим идеям Интернет-проектов».
Ни одна идея не буетд полностью подходить ко всем требованиям этого перечня, но он помогает мне подвергнуть идею/проект своего рода дегустации, что, как мне кажется, очень полезно. Обратите внимание, что требования в перечне размещены строго в порядке значимости.
- Как вы думаете, сильно ли ваш новый Интернет-проект сможет влиять на жизнь людей? Можете ли вы представить, что они пользуются вашими идеям каждый день? Можете ли вы представить, что люди будут ужасно раздражены, если в один прекрасный день не смогут воспользоваться тем, что будет реализовано в вашем проекте? Это требование является важным для всего, начиная с обеспечения (gmail) и заканчивая эмоциями (twitter), и если ваш продукт для большинства его потребителей относится к категории «пусть будет на всякий случай», то вы потерпите неудачу.
- Теории, которые лежат в основе вашего нового Интернет-проекта, являются доказуемыми? Другими словами, вы можете за короткий период времени протестировать свои идеи? Я раньше говорил об отслеживании всех требований (благодарю Ива Уильямса за предоставленную информацию). В той или иной мере большинство начальных теорий ошибаются в видении конечного результата. Twitter хорошо поддавался обработке, а Tesla – плохо. Я переосмыслил цитату Фреда Уилсона о деньгах: «Из 26 компаний, которые я считаю на данный момент удачными или которые были моим достижением в прошлом, 17 полностью или частично подвергались изменениям с того времени, когда мы начали вкладывать в них деньги, и до того времени, как мы их продали. Это значит, что в двух из трёх случаев вам придётся обновить ваш бизнес, начиная с того времени, когда вы приметесь вкладывать капитал и до того времени, когда вы выйдете из дела».
- Каковы затраты на приобретение, фактическая стоимость товара и доход с одного клиента? У большинства новых проектов, связанных с программным обеспечением, низкая фактическая стоимость товара, поэтому этот вопрос в основном переходит в вопрос «Сколько стоит приобретение клиента и какой доход этот клиент принесёт за время сотрудничества?». Возможно, для этого требуется много предварительных расчётов, но в данном случае самым лучшим учителем, всё-таки, является опыт. Если вы несколько раз подряд ошибались в этом деле, найдите того, у кого оно получается. Как ни крутите, в любом случае вам нужен “рентабельный и экономный способ привлечения внимания потенциальных клиентов”. Я не в состоянии посчитать количество новых Интернет-проектов, которые были направлены на небольшие компании и потребителей-профессионалов, с ценами от 100 долларов, не имевшими ни малейшего представления о том, где они будут брать клиентов (надеявшимися только на слова мышь, SEM/SEO и PR). В данном случае мне нравится продуманный риск. У Zynga, Twitter и Facebook риск был продуманным – у них не было затрат на приобретение и была почти безграничная рентабельность. Если вы создаёте ресурс, который должен стать популярным (бесплатный и с растущим числом посетителей), вы должны сосредоточится на создании ценности и получении дохода с каждого пользователя. Если нет никаких особых обстоятельств и есть немного времени для распространения информации о ресурсе, вы фактически обречены на успех. Мне кажется, трудно недооценить возможности бесплатного маркетинга/привлечения клиентов. Но с другой стороны, риск есть во всём. Но как вы думаете, каков доход с клиента у Oracle? Часто ли они позволяют себе «покупать» клиентов? А как Groupon? Совет вам во благо: если вы собираетесь сделать никому ненужный ресурс и вложить все деньги в его раскрутку, сразу считайте себя банкротом.
- Какой оборот будет у вас через пять лет? Этот вопрос немного иной, чем вопрос об общем целевом рынке. Craigslist начинался как тематическая рекламная рассылка в Сан-Диего.Amazon начинался с продажи книг. Включите фантазию и представьте, во что может превратиться ваша компания. Ведь это достаточно интересно – находить оправдания экономическим затратам в том, что они в полной мере окупятся и принесут значительную прибыль в течение ближайших 2-5 лет. Не так ли?
- Это ваше открытие или уже что-то открытое до вас? Я снимаю шляпу перед всеми первооткрывателями, но я, всё-таки, категорически предпочитаю существующий рынок тому, что нужно начинать с нуля. Те компании, чьему капиталу можно позавидовать, не строили ничего НОВОГО, они просто строили что-то ЛУЧШЕЕ (Google, Facebook, Apple, Amazon, Craigslist, eBay, Zynga и т.д.). Короче говоря, первооткрыватели находятся в невыгодном положении (в большинстве случаев).
- Об этом стоит говорить? Вы можете рассказать такую историю о планируемой вами продукции, чтобы люди, ведущие блоги, сказали: «Ух ты! Про это можно написать у себя в блоге и получить гору ссылок, записей и комментариев!». Один из моих любимых продуктов -Visual Website Optimizer (это чудесный инструмент для А/В тестирования). Основатель (великолепный веб-дизайнер, с которым мне несколько раз приходилось общаться) отослал массу электронных сообщений владельцам основных блогов, связанных с технологиями, и не получил в ответ ничего стоящего (он обращался за советом к читателям Hacker News – мне кажется, что это интересная дискуссия). Его основной проблемой было то, что он не придумал историю, которая бы способствовала возникновению новых ссылок, записей, комментариев, подборок – всего того, что влияет на показатели блога и о чём поэтому беспокоятся их владельцы. Умные люди, знающие толк в PR-технологиях, зачастую могут создать историю, которая, на самом деле, никак не связана с продукцией (взгляните на 37Signals и Zappos), но если ваша продукция забавная, одиозная, необыкновенно полезная или выставляется напоказ, то такой подход, конечно, во многом вам поможет.
- Вам интересен результат? Этот пункт трудно классифицировать. Всё, сказанное до этого, подводило вас к тому, что вы – скорее «рациональный» учредитель (который в полной мере использует все благоприятные возможности), чем учредитель-«миссионер» (который не может заснуть ночью от переполняющих его идей). Вот хорошее видео на эту тему. Независимо от того является ли ваш планируемый конечный результат реализованной идеей или кучей денег (или комбинацией того и другого), вы должны страстно желать этого… У вас должно быть что-то, что будет вести вас по всем ухабам пути там, где бы люди с рациональным мышлением не осмелились бы идти. Кстати обе мотивации – и идея, и деньги – опасны. Если ваша мотивация – деньги, то у вас могут начаться тяжёлые времена, когда вы осознаете что, то, что вы строите, не будет долговечным. Если ваша мотивация – идея, возможно, у вас будут проблемы с начальным капиталом и всем необходимым для осуществления проекта.
- Рынок движется в нужном направлении? Вы можете представить БОЛЬШОЙ рост и более крепкую позицию через 5-10 лет? Просто недавно я увидел свой первый проект RedBox (это автомат вне супермаркета, который выдаёт видео диски на прокат). Это путь, который, в силу новых рыночных реалий, никуда не ведёт. Вы можете представить себе, чтобы через 10 лет люди брали напрокат видео диски? Я думаю, что c этим сложно спорить (поэтому я разместил этот пункт самым последним в этом перечне).
Это мой список. Мне очень интересно, что будет в вашем списке с таким же названием.
РћСигинал статьи: Tony Wright (www.tonywright.com)
|
|