09 августа 2011 |
Основанием для написания этого поста послужила старая обтрепанная ксерокопия документа, которую я недавно нашел в нижнем ящике стола одного из мелких начальников, внезапно умершего от неизлечимой болезни.
Этот документ, который явно переходил из рук в руки десятилетиями, раскрывал семь тайных методов воздействия на работников, чтобы заставить их делать то, что они вряд ли стали бы делать без просьб об увеличении оплаты.
На документе стоял штамп, который красными буквами сообщал "КОПИРОВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО" и "ТОЛЬКО ДЛЯ РУКОВОДСТВА". Но, несмотря на это я решил рискнуть своей карьерой и даже жизнью и обнародовал его для всех желающих.
К счастью, в документе также были написаны рекомендации (в форме предупреждения начальству), как сообразительные сотрудники могут справиться с этими приемами и даже воспользоваться ими в свою пользу. Итак, приготовьтесь внимательно читать и учиться распознавать попытки манипуляции со стороны начальства.
Метод №1: Возможность роста и развития
Проблема: Вам необходимо, чтобы сотрудник взялся за выполнение неприятного задания, от которого он обычно шарахается в сторону.
Решение: Превратите обременительное задание в «возможность развития и роста». Это так просто! Объясните, что выполнение этой ужасной работы повысит ценность сотрудника для компании и обеспечит долгосрочные карьерные перспективы. Нарисуйте радужную картину, как впечатляюще будет выглядеть этот проект среди достижений сотрудника и в его резюме.
Полезные советы: Если вам удалось эффективно преподнести эту тяжелую работу, работник будет вам действительно благодарен… чем вы в дальнейшем воспользуетесь, чтобы получить еще одну уступку!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Если сотрудник, о котором идет речь, достаточно сообразителен, он может насторожиться в тот же момент, как вы затронете тему «возможностей роста и развития». Он пропустит мимо ушей всю вашу лесть и отнесется к предложению с опаской. Он просто откажется выполнять эту работу. Но если вы заставите его это сделать, то приготовьтесь к неприятностям. Ведь он будет настаивать на том, что он может заняться «возможностью роста и развития» исключительно в ущерб другим своим проектам, которые так же важны, а то и важнее. Если все завершилось таким неприятным образом, то вам остается только отпустить этого сотрудника и обрадовать «возможностью» кого-нибудь другого.
Метод №2: Жертвенный агнец
Проблема: Вы собираетесь на важное заседание, на котором хотите подсунуть одну очень спорную идею. Но вы не хотите провалиться на глазах своих коллег или высшего руководства.
Решение: Найдите сотрудницу, достаточно амбициозную и рискованную. Предложите ей выступить на серьезном заседании, преподнося это как возможность «показаться» большому начальству. Помогите ей подготовить презентацию, и тщательно привнесите собственную спорную идею, чтобы это выглядело как ее собственное решение. В сущности, навяжите ей эту идею как ее собственную. А затем, если эксперимент провалится, помои выльются на нее, а не на вас.
Полезные советы: Если у агнца ничего не выйдет, искренне удивитесь, как она могла подготовить такую ерунду, и извинитесь за то, что привели ее на заседание. Но если вдруг предложение найдет отклик, немедленно вмешайтесь в презентацию и дайте понять, что это была полностью ваша идея.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Сообразительная сотрудница может принять предложение, но отказаться принести себя в жертву. Вместо этого она может сразу указать, что ВЫ являетесь автором спорного предложения, и настаивать на том, что ВЫ должны отвечать на любые вопросы о нем. И самое худшее, ваше начальство может сообразить, что происходит… и счесть, что ваша подчиненная умна и сообразительна, раз не позволила принести себя в жертву.
Метод №3: Имитация полезной деятельности
Проблема: Ваш подчиненный требует от вас принятия решения, которое вы не хотите принимать. Например, у подчиненного есть задумка отличного проекта, который может высоко поднять его значимость, если проект будет принят. Настолько высоко, что это создаст угрозу вашему положению. Но вместо этого вы можете постараться достать своего подчиненного и подтолкнуть его к уходу с работы.
Решение: Объясните, что вы, конечно, собираетесь принять решение быстро, но прежде чем вы это сделаете, вам необходима «дополнительная информация». Желательно что-то такое, что надо долго искать и собирать. Когда же подчиненный принесет необходимые данные, снова попросите его предоставить информацию, или положительную рецензию кого-нибудь со стороны, или детальный анализ... В общем, что-нибудь придумайте.
Полезные советы: Не скупитесь на похвалы каждый раз, когда принесено то, что было необходимо. Подумайте о том, как ваш подчиненный бегает, как пес, высунув язык, а потом возвращается за очередной порцией поглаживания по голове.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Подчиненный, которому известен этот трюк, с самого начала поймет, что решение так и не будет принято, сколько бы он ни бегал. Он попытается довести дело до конца, настаивая, что решение необходимо прямо сейчас, и если он его не получит, то воспримет это как отказ. Вот вы и попались – он заставляет вас принять решение, которое вы бы не стали принимать.
Метод №4: Пообещать луну
Проблема: Вы наняли ценную сотрудницу, которую боитесь потерять, но не можете платить ей конкурентоспособную зарплату. И более того, она прекрасно осознает свою ценность как работника и начинает понимать, что разница между тем, что она дает, и тем, что она получает, не в ее пользу.
Решение: Руководить кем-то означает создавать видение перспектив, правильно? Вам надо создать для подчиненной будущие перспективы получения всего того, что она заслуживает, и убедить ее в этом.
Полезные советы: Ваши перспективы не должны содержать реальных обещаний, деталей и дат, но спокойно давайте туманные красивые обещания, благодаря которым она радостно продолжит работать за гроши, которые вы ей платите.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Догадливая сотрудница может потребовать, чтобы вы определились с деталями. Например, когда вы обещаете большую зарплату, она захочет узнать, когда именно и на какую сумму изменится ее зарплата. Если вы скажете, что не можете ничего твердо обещать, она поймет, что ни чего не изменится, пока не будет конкретных обсуждений. В таком случае она начнет строить планы будущей карьеры с учетом того, что ваши слова ничего не стоят. А они действительно ничего не стоят.
Метод №5: Напугать работников
Проблема: Естественно, вы хотите, чтобы ваши подчиненные работали больше за меньшую плату. Но вы боитесь, что они уйдут на другую работу, если вы их об этом попросите.
Решение: Держите их в состоянии постоянного страха. Распространяйте информацию о высоком уровне безработицы и экономическом спаде. На каждой встрече с подчиненными намекайте на возможность сокращения штата... намекайте с уверениями, что этого можно избежать (это работает!). Купите рекламную газету и оставьте ее на своем столе, открытую на рубрике "Ищу работу" - так, чтобы ваши служащие видели, как много претендентов на их места.
Полезные советы: В долгосрочной перспективе поддерживайте тех политических кандидатов, которые выступают против общего здравоохранения, потому что вам совершенно не надо, чтобы ваши сотрудники покидали работу, имея медицинскую страховку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Умные сотрудники просто поймут, что вы пытаетесь нагнетать страх. В худшем случае они начнут выяснять причину ваших попыток манипулировать ими таким образом. В конце концов, если все действительно так плохо, почему это так вас тревожит? Существует риск, что они начнут искать другую работу. Хотя найдутся дураки, которые продолжат трястись на своих рабочих местах.
Метод №6: Ловушка для деловых людей
Проблема: Вы хотите, чтобы ваши подчиненные работали 50-60 часов в неделю, но готовы платить только за 40.
Решение: Убедите своих сотрудников, что они - "деловые люди", и потому должны проводить больше времени за работой. Даже если они выполняют рутинную офисную работу, или ваши клиенты оплачивают их услуги почасово, удостоверьтесь, что ваши подчиненные считают себя кем-то вроде адвокатов или врачей, а не рабочими, которым было бы лучше организовать профсоюз и требовать оплаты переработок. Подумайте об этом с такой точки зрения: получить от ваших работников лишние 20 часов в неделю сверх нормы - это то же самое, как увеличить штат на 50%, не потратив при этом ни копейки!
Полезные советы: Всегда преподносите свои требования неоплачиваемой работы сверх нормы как "угрозу конкуренции". Донесите до сознания работников, что лишние часы переработки - это "стандартная практика" в вашей отрасли, как будто это как-то оправдывает воровство времени сотрудников и превращение его в ваш доход.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Некоторые сотрудники знают достаточно о том, что доктор или адвокат, у которых есть своя практика, НЕ ТРАТЯТ СВОЕ ВРЕМЯ БЕСПЛАТНО. Они понимают, что им платят за выполнение работы, и их настоящая зарплата - это заработанные деньги, разделенные на количество часов, потраченных на работу. Они поймут, что хотя вы настаиваете на бесплатных переработках, они имеют право и на личную жизнь. Они начнут звонить на работе по личным делам, затягивать обеденный перерыв, потому что они сочтут вас обязанным им.
Метод №7: Связанные руки
Проблема: У вас есть возможность дать что-то своей сотруднице, но вы бы предпочли этого не делать. Например, она хочет и заслуживает повышения оплаты, но основную часть годового повышения зарплаты вы бы придержали для себя, или для кого-то другого, кто вам нравится больше этой сотруднице.
Решение: Притворитесь, что у вас связаны руки. Упомяните о неких неизвестных силах (например, "наша политика по зарплате на этот год"), которые мешают вам сделать то, что вы бы "сделали с огромнейшим удовольствием". Если это не сработает, выставьте в качестве аргумента своего начальника, который не идет навстречу (например, "Бил говорит, что нам надо завязать пояса потуже до конца этого года, если я начну ему возражать, то потеряю работу").
Полезные советы: Будьте максимально неопределенным и избегайте конкретики, чтобы вас не могли поймать.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Даже если вы избегаете определенности, ваш подчиненный, если он не дурак, все равно потребует правду, прикрываясь желанием лучше разобраться в ситуации. Он может попросить директивы по зарплате в письменной форме. Или уточнить, что именно сказало высшее руководство. Или решит поговорить с отделом кадров. Если это случится, вам ничто не поможет его остановить.
|