25 апреля 2012 |
| Рассматривайте все звуки с эстетической точки зрения – начиная от шума холодильника или звука вёсел на озере и заканчивая мелодиями виолончели или флейты | |
Музыка оказывает сильное воздействие на наши эмоции. Она может вдохнуть новую жизнь в почти безжизненный разум. Но если у человека нет врождённого восприятия музыки – не для того, чтобы её создавать, а для того, чтобы её слушать – в таком случае, ему нужно овладеть этим мастерством. Но как мы «учимся» музыке, которая выше нашего понимания? Как с этим справляемся? Как мы учимся слушать музыку, которая затем начинает восприниматься нами как основополагающая часть нашей жизни?
Этот краткий обзор состоит из семи основных советов по мастерству восприятия слушателя. Он был сделан по проверенной временем книге «Music: Ways of Listening» (Музыка: способы её слушать), которая была опубликована в 1982 году. Автор этой книги Элиот Шварц доказывает, что мастерство восприятия слушателя было «затуманено взращенной в двадцатом веке привычкой отключаться», и поэтому это мастерство необходимо в себе развивать. Особенно интересно, что вы можете заменить «прослушивание» на «чтение», а «музыку» на «письмо», и это будет как раз то, что можно противопоставить скуке современного потребления информации.
- Развивайте своё восприятие музыки. Старайтесь рассматривать все звуки с эстетической точки зрения – начиная от шума холодильника или звука вёсел на озере и заканчивая мелодиями виолончели или флейты. Когда мы действительно слышим звуки, они начинают воздействовать на нас, мы чувствуем их магию и даже начинаем считать их «прекрасными». А если усложнить задачу, то можно попытаться выстроить звуки в определённом порядке: последовательные ноты соедините в мелодию или свяжите вместе бряцание мотора холодильника с возгласами играющих неподалёку детей.
- Время – это основной компонент музыкального опыта. Развивайте чувство восприятия времени: длительность, ход и место событий в пределах временных рамок. К примеру, сколько длится период времени в 30 секунд? Заданная длительность времени будет восприниматься по-разному в зависимости от вида деятельности и хода событий.
- Развивайте музыкальную память. Слушая произведение, старайтесь найти знакомые черты, сравнивая новое произведение со слышанными ранее и определяя его длительность. На приобретение этого умения вам может понадобиться время, но рано или поздно оно к вам придет. И когда вы вдруг поймете, что у вас это получается, ? так люди вдруг начинают понимать, что уже умеют плавать, кататься на лыжах или велосипеде ? ваша жизнь уже не будет прежней.
- Если вы хотите читать, писать или рассуждать о музыке, у вас должен быть запас профессиональных слов. Изначально музыка является невербальным видом искусства, но её уникальные произведения и их воздействие очень часто трудны для понимания в повседневной жизни, и нам нужны особые слова для того, чтобы описать их хотя бы приблизительно.
- Попытайтесь развить сосредоточенность, особенно при прослушивании длинных произведений. Композиторы и исполнители знают, как правильно наполнять музыкой различные промежутки времени, но фактически невозможно беспрерывно сохранять внимание, столкнувшись с тридцатиминутной симфонией Бетховена или трёхчасовой оперой Верди. Композиторы хорошо осведомлены об этой проблеме. Поэтому они оставляют в длинном произведении достаточное количество меток так, чтобы даже отвлекшийся слушатель смог сообразить, на каком этапе находится исполнение музыкального произведения.
- Старайтесь слушать объективно и беспристрастно. Сосредоточьтесь на том, что есть на самом деле, а не на том, что вы надеялись или ожидали услышать. На ранних этапах целевого прослушивания, когда у вас уже есть определенный запас слов, относящихся к музыке, важно воспринимать музыку, соотнося её с этим словарём. Таким образом вы сможете соотнести и сравнить произведения разных стилей, культур и эпох. Сосредоточьтесь на том, что присутствует в прослушиваемой музыке, и не опускайте руки, если в начале вам не хватит запаса слов для описания услышанного.
- Переносите свой опыт и знания на различные ситуации, которые возникают во время прослушивания. Это подразумевает не только ваше умение сосредоточиться на музыке и увеличение вашего профессионального словарного запаса, но и знания о музыке как таковой: кто её написал, история её создания, исторический контекст. Такие знания делают прослушивание намного увлекательнее. Таким образом может возникнуть противоречие между тем, что слушающий чувствовал раньше, когда был сосредоточен только на самой музыке, и тем, что он почувствовал, когда у него появились знания по теме. Было бы увлекательно прослушать новое музыкальное произведение абсолютно свежими ушами и с чистым восприятием так, как будто это слушали бы марсиане. Но такая объективность не существует. У всех слушателей новых музыкальных произведений уже есть свои «слуховые предрассудки», личный опыт и воспоминания. Что-нибудь из этого может вмешаться в процесс восприятия музыкального произведения. Постарайтесь представить, что вместо нового музыкального произведения, вы прослушиваете что-то другое – это поможет перенести внимание с личных чувств на саму работу. Конечно, «работа» - это что-то большее, чем просто звуки, которые слышат сидящие в зале; она также включает в себя предыдущие выступления, записанные выступления, ноты на нотной бумаге, обзоры и критику всех записанных нот и выступлений – так можно перечислять до бесконечности. Получая информацию об этих и других факторах, мы просто расширяем наши знания обо всей проделанной работе.
«Music: Ways of Listening» (Музыка: способы её слушать) – пособие о том, как слушать музыку. Это неустаревающее, всё ещё на удивление современное размышление об искусства, требующем большого умения. Искусстве, которое мы очень часто принимаем за врождённый дар или, что ещё хуже, за статичную и не подающуюся изменениям способность.
РћСигинал статьи: Maria Popova (www.brainpickings.org)
|