Подготовьте свой мозг к многозадачности

Образ жизни
14 июня 2012

Понедельник. Ваш почтовый ящик полон неотвеченных электронных писем, на вашем столе громоздятся стопки бумаг, а у вас на горизонте угрожающе маячат крайние сроки по парочке важных проектов. Можете порадоваться: хотя предыдущие исследования выявили, что способность людей к многозадачному режиму, то есть выполнению нескольких заданий одновременно, ограничена, но новые исследования показали, что эту способность к многозадачности можно развить. Но сначала плохие новости:

Профессор Эрл Миллер из Массачусетского технологического института изучал активность мозга добровольцев, которые одновременно выполняли несколько разных заданий. Исследование выявило, что хотя на первый взгляд испытуемые концентрировали свои усилия одновременно на всех заданиях, их мозг настраивался только лишь на одно или два задания единовременно.

Это означает, что интеллектуальная мощь ограничена одним заданием, и если она уже задействована, то усилия не приводят к положительному результату. [По материалам NY Daily News - Заметка Исси Лаповски "Остановите сумасшествие многозадачности!"]

У многозадачности есть и другие недостатки:

Подобная многозадачность делает практически невозможным получение новой информации. В исследовании профессора Рассела Полдрака, психолога Калифорнийского университета, сравнивается функционирование мозга тех, кто что-то учил, отвлекаясь на что-то другое, например, телевизор, и тех, кто учился не отвлекаясь.

Он обнаружил, что информация, которую узнавали те, кто отвлекался, в действительности воспринималась другой частью мозга, чем у остальных испытуемых.

В статье отмечается, что в случае, когда мозг занят несколькими задачами, коэффициент интеллекта IQ падает на 10 пунктов. Это может иметь негативные последствия для детей.

Но не все новости о многозадачности плохие

Для тех из нас, кто обречен на многозадачность, появился луч надежды благодаря исследованию, опубликованному в Neuron в июне:

"Мы выяснили, что основное препятствие для эффективности многозадачности - скорость, с которой префронтальная кора обрабатывает информацию. И эта скорость может существенно возрастать благодаря практике и тренировкам", - утверждает Пол Дакс, бывший научный сотрудник Квиследского университета (Брисбен, Австралия).

Прежде, чем начать практиковаться, участники демонстрировали неспособность к совмещению двух задач — и в результате замедлялась работа над одним из заданий или над обоими, когда они пытались выполнять их вместе. Однако, благодаря практике и тренировкам, испытуемые начали не только очень быстро выполнять каждое задание в отдельности, но и вместе. Другими словами, они стали эффективно справляться с многозадачностью.

Информация, полученная с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, подтверждает, что эти достижения были результатом того, что префронтальная кора обрабатывала информацию быстрее и эффективнее. [По материалам PhysOrg.com - Заметка Мелани Моран "Тренировки могут улучшить способности к многозадачности".]

Итак, кажется, что если вы хотите научиться выполнять несколько дел сразу, вам необходимо тренироваться в выполнении заданий как по отдельности, так вместе. И тогда ваша общая производительность при выполнении этих заданий одновременно значительно возрастет. Вероятно, именно поэтому большинство из нас может идти и жевать жвачку в одно и то же время.

К сожалению, мне кажется, что это исследование не сильно поможет тем из нас, кто пытается справиться с множеством заданий, требующих внимательности и когнитивной обработки, такими как ответ на письмо и принятие решения по проекту. Хотя мы, наверное, сможем относительно эффективно справиться с этим заданиями, наш мозг вряд ли сможет "разделиться" на обрабатывание информации настолько, чтобы мы достигли настоящей многозадачности. Этот подход сработает лучше, если хотя бы одно из заданий выполняется по шаблону.

При тех видах деятельности, которые требуют концентрации, лучше всего избегать многозадачности и заминок. Исследование показывает, что требуется по меньшей мере 20 минут для того, чтобы вернуть тот уровень концентрации, который был до того, как произошла заминка.

Оригинал статьи: Roger Dooley (www.neurosciencemarketing.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)