11 августа 2011 |
Не перебивайте, когда кто-то говорит.
© iStockphoto/lucato
Слушание – это один из самых важных навыков, которыми вы можете обладать. То, насколько хорошо вы слушаете, оказывает значительное влияние на эффективность вашей работы и на качество отношений с другими людьми.
Мы слушаем, чтобы получить информацию.
Мы слушаем, чтобы понять.
Мы слушаем, чтобы получить удовольствие.
Мы слушаем, чтобы научиться.
Учитывая, сколько всего мы слушаем, можно было бы подумать, что мы в этом очень хороши!
На самом деле это не так для большинства из нас. По данным разных исследований, мы запоминаем от 25 до 50% того, что мы слышим. Это означает, что когда мы разговариваем с боссом, коллегами, клиентами или супругом в течение десяти минут, они внимательно слушают меньше половины разговора. Это ужасно!
Поразмыслив, вы обнаружите, что когда вы получаете указания или вам предоставляют информацию, вы тоже не слышите всего, что вам говорят. Вы надеетесь, что самое важное входит в эти 25-50%, но что, если нет?
Понятно, что, развивая навык слушания, мы только выиграем: повысим продуктивность работы и способность влиять, убеждать, и договариваться. Более того, вы избежите конфликтов и непонимания. Все это просто необходимо для успешной карьеры!
Хорошие коммуникативные навыки требуют высокого уровня самосознания. Осмысление своего собственного стиля общения имеет большое значение для того, чтобы производить на людей приятное и неизгладимое впечатление.
Один из способов стать хорошим слушателем – практиковать «активное слушание». Это означает прилагать осознанные усилия, чтобы услышать не только слова, которые говорит человек, но и, что более важно, попытаться понять все посылаемое вам сообщение.
Для этого вы должны сосредоточить все свое внимание на собеседнике.
Вы не можете позволять себе отвлекаться на что-то, происходящее вокруг, или на то, чтобы сформулировать контраргументы, которые вы приведете, когда собеседник договорит. Также вам нельзя скучать и терять нить разговора. Все это приводит к недостатку слушания и понимания.
Совет: Если вам сложно сосредоточиться на том, что кто-то говорит, попробуйте мысленно повторять его слова, когда он говорит – это закрепит его сообщение и поможет вам оставаться сосредоточенным.
Чтобы улучшить навыки слушателя, вы должны дать собеседнику понять, что вы слушаете то, что он или она говорит. Чтобы понять, насколько это важно, спросите себя: случалось ли вам когда-нибудь разговаривать и не знать наверняка, слушает вас человек или нет? Вам было интересно, донесли ли вы мысль, и стоит ли вообще продолжать говорить? Такое ощущение, как будто разговариваешь со стеной, а это то, чего хочется избежать.
Подтвердить слушание, можно просто кивая головой или «угуканьем». Вам необязательно соглашаться с собеседником, вы просто показываете, что вы его слушаете. Используя для этого язык тела и другие знаки, вы снова напоминаете себе сконцентрироваться и не даете мозгу расслабиться.
К тому же, вы должны отвечать говорящему таким образом, чтобы поощрять его продолжать говорить – так вы можете получить информацию, если она вам нужна. Если кивание и «угуканье» говорит, что вам интересно, заданные время от времени вопросы или повторения сказанного сообщают, что вы уловили мысль.
Становимся активным слушателем
Существуют пять ключевых элементов активного слушания. Все они помогут вам убедиться, что вы слышите, что говорит вам собеседник, и он знает, что вы слышите то, что он вам говорит.
1. Сосредоточьтесь.
- Уделите говорящему все ваше внимание, и подтверждайте слушание. Поймите, невербальное общение тоже «говорит» громко.
- Смотрите прямо на говорящего.
- Выкиньте все отвлекающие мысли. Не нужно мысленно готовить опровержение!
- Не отвлекайтесь на окружающие факторы.
- «Слушайте» язык тела собеседника.
- Воздержитесь от посторонних разговоров, когда слушаете в группе.
2. Покажите, что вы слушаете.
Используйте свой язык тела и жесты, чтобы показать свое внимание.
- Иногда кивайте.
- Улыбайтесь и используйте мимику.
- Обратите внимание на свою позу и убедитесь, что она открытая и располагающая.
- Поощряйте собеседника продолжать говорить, вставляя «да» и «угу».
3. Обеспечьте обратную связь.
Наши личные предубеждения, предположения, суждения и убеждения могут искажать то, что мы слышим. Ваша задача как слушателя – понять сказанное. Возможно, это потребует от вас повторить то, что сказано, и задать вопросы.
- Повторите сказанное своими словами. «Я услышал, что…» и «Похоже, вы сказали…» - это хороший способ дать обратную связь.
- Задавайте вопросы, чтобы уточнить определенные моменты. «Что вы имели в виду, когда сказали…», «Вы это имели в виду?»
- Периодически подводите итог сказанному.
Совет: Если вы обнаружили, что слишком эмоционально воспринимаете сказанное кем-то, скажите об этом и попросите объяснить подробнее: «Возможно, я не совсем правильно вас понял, и я хотел бы, чтобы вы объяснили мне лично. Я так понял, вы сейчас сказали, что ХХХ; вы это имели в виду?»
4. Отложите обсуждение.
Перебивать – напрасная трата времени. Это мешает говорящему и не дает понять мысль в полной мере.
- Дайте говорящему закончить.
- Не перебивайте его, приводя контраргументы.
5. Реагируйте должным образом.
Активное слушание – это пример уважения и понимания. Вы получаете полный объем информации. Вы ничего не добавите к этому, нападая на собеседника или по-другому унижая его или ее.
- Отвечайте искренне, открыто и честно.
- Уважительно высказывайте свое мнение.
- Обращайтесь с другими так, как они бы того хотели.
Ключевые моменты
Для того, чтобы быть активным слушателем, необходима вся ваша концентрация и решительный настрой. Старые привычки трудно сломать, так что если ваши привычки как слушателя так же никуда не годятся, как и у большинства людей, то вам предстоит много работы!
Подойдите к процессу слушания со всей серьезностью и время от времени напоминайте себе, что ваша цель – услышать, что на самом деле говорит человек. Выкиньте из головы все лишнее и сосредоточьтесь на том, что вам говорят. Задавайте вопросы, повторяйте и пересказывайте сказанное, чтобы убедиться, что вы все правильно поняли. Если вы этого не сделаете, тогда вы обнаружите, что то, что вам сказали и то, что вы услышали, может разительно отличаться!
Начните практиковать активное слушание прямо сегодня, чтобы стать лучшим собеседником, повысить свою продуктивность на работе, и улучшить отношения с людьми.
РћСигинал статьи: Mind Tools (www.mindtools.com)
|