Возраст и креативность

Интересно
11 февраля 2012

Бытует мнение, что творчество и старость несовместимы. Творчество – это прерогатива молодых, и в какой-то степени это правда, но не совсем так, как вы думаете.

Ранний спад

Снижение творческих способностей наступает не в 40 или 50 лет. Он начинается приблизительно в то время, когда мы идем в школу.

Тревожный спад

В пять-шесть лет мы используем около 80 % своего творческого потенциала. Мы изобретаем каждый день: не важно, что эти изобретения уже изобрели до нас – дело в том, что мы изобретаем с поразительной скоростью.

Самое пугающее в этой истории то, что к двадцати годам наша творческая креативность падает до 2 % от общего потенциала, и такая ситуация будет сохраняться до конца нашей жизни.

Цена принятия

И тут мы узнаем цену жизни в современном обществе – соответствие стандартам. Чтобы жить с другими людьми, вы должны следовать их правилам и ценностям, которые, кажется, больше запрещают, чем разрешают. Нам приходится быть как все, вместо того, чтобы каждый день создавать свой собственный мир. Творческие люди еще и совершенно непредсказуемы, что делает жизнь с ними ненадежной и, возможно, опасной. Поэтому нас учат быть вежливыми и приятными в общении с другими людьми, что включает в себя убедительную просьбу не пугать их своими креативными идеями.

Схоластическое мышление

Кроме того, соответствие стандартам вдалбливается в нас в школах. Нас учат, что есть единственно верный образ мышления. Нас учат, что для каждой проблемы есть только одно правильное решение: то, что говорит учитель. Успех основывается на понимании того, что от тебя хотят, а не того, что тебе интересно. На экзаменах нам говорят: «читай вопрос». Хорошие оценки выставляются за грамотность и ответы словами из учебников, а не за творческое и нестандартное мышление.

В этом плане университеты часто куда хуже старшей школы, а та, в свою очередь, хуже младшей. В университете нас учат каждое утверждение подкреплять ссылкой на солидный источник, и никогда, никогда не сомневаться в мудрости и абсолютном знании наших профессоров.

К моменту завершения высшего образования мы становимся действующими членами общества, но наш творческий потенциал почти полностью подавлен. Мнения великих на этот счет собраны в цитатах об образовании. Есть даже целая философская школа (конвенционализм), описывающая, как ограничивают людей новые знания.

Пояснение: Академические знания – это не плохо. На самом деле, многие из них очень интересны, и могут во многом пригодиться. Просто если все, чему вы научились – это знать, и повторять знание, для творчества остается мало места.

Ловушки взрослой жизни

Во взрослой жизни творчества становится все меньше, но по другим причинам. Спад творческой активности продолжается скорее из-за ряда когнитивных ловушек, чем из-за старения.

Косность

Творческие способности угасают, если ими не пользоваться. Как говорят: «Пользуйся, или потеряешь». И виновата здесь сила человеческой привычки. Начав делать что-то одним, удобным нам, способом, мы уже не хотим ничего менять. Мы находим лучший путь домой и ездим только так, даже если там огромные пробки.

К тому же, мы увязли в клише и банальностях. Мало кто много читает («Дел много!»), еще меньше – продолжают учиться, и еще меньше – творят для своего удовольствия.

Ловушка эксперта

Те из нас, кто учатся и становятся экспертами, могут с легкостью попасть в такую ловушку, когда эксперт больше времени тратит на поддержание своего имиджа, чем на дальнейшее развитие. Вот несколько цитат экспертов, которые должны были знать больше, но были слишком заняты своим имиджем. А вот еще цитаты о том, чем эксперты должны заниматься на самом деле.

Мы повторяем ту же модель на работе. Если вы – руководитель, вы становитесь объектом восторженного внимания всех, кто стоит ниже вас по карьерной лестнице, очень легко допустить, что они находятся в плену у вашего интеллекта и мудрости. Опасность в том, что вы можете счесть себя всезнающим и с уверенностью объявить это всем и каждому. Еще один капкан – необходимость отвечать ожиданиям других и невозможность сказать: «Я не знаю, давайте попробуем». Как говорится, руководитель должен руководить.

То же самое повторяется и дома, где родители играют те же роли, являясь источником всех знаний для своих детей, которые узнают, что быть взрослыми – значит, быть уверенными, и точно не быть креативными.

Нелогичное завершение

Интеллект, в некоторой степени, связан с креативностью, и у умных людей обычно больше творческих способностей. Хотя в книге Эдварда де Боно «Серьезное творчество» говорится, что, у людей, чей IQ выше 120, творческие способности ухудшаются. Вполне возможно, что такие люди попадают в ловушку эксперта.

Другая причина – преждевременная остановка мыслительного процесса при быстром мышлении: способные люди находят решение за секунду, и, следовательно, останавливают процесс дивергентного мышления. Гай Клэкстон в своей книге «Мозг зайца, ум черепахи» рассказывает о преимуществах более медленного и настроенного на поиск мышления.

Как остаться креативным

Секрет жизни – оставаться креативным. Поддерживайте в себе творческий стимул, и вы всегда будете на коне.

Внесите разнообразие

Лучший способ отсрочить творческую косность – разнообразить свою жизнь. Читайте разные книги и газеты. Каждый раз выбирайте другое место для проведения отпуска. Общайтесь с разными людьми. Слушайте их и стремитесь к синергии и синтезу. Используйте любую возможность, чтобы восстановить свои творческие силы.

Вовсе не результат старения

А как насчет влияния старения? Мы рождаемся с определенным количеством мозговых клеток, и после пятидесяти лет их отмирает* все больше и больше, а после семидесяти этот процесс ускоряется.

Возможно, это так, но, исключая психические заболевания, влияние этого процесса невелико по сравнению с результатом закоснения. Люди, сохраняющие свои творческие способности всю жизнь, намного активнее других – не только своих ровесников, но и тех, кто намного моложе их. Практикуясь, вы можете стать креативнее, и творчески активный человек в 60 лет оставит позади неразвитого тридцатилетнего.

Креативность даже способствует долголетию. Доказано, что умственно активные люди живут дольше, чем физически активные. Если вы каждый день делаете зарядку для ума, то живость мышления поможет вам прожить дольше.

*Эпилог

Неллес Гамильтон любезно сообщил мне, что: «Последние исследования в области молекулярной биологии показали, что клетки мозга и нервные проводящие пути понемногу восстанавливаются, и в результате, каждые несколько месяцев мы получаем новый мозг. С этой точки зрения, наше тело – даже кости – точно так же восстанавливаются, молекула к молекуле, каждые пару лет, а слизистая оболочка желудка – каждые пару дней».

Ужасно! В связи с возможностью регенерации вызывает вопросы о том, каким образом сохраняются воспоминания и способности в обновленных тканях. Хотя я подозреваю, что выражение «пользуйся, или потеряешь» все еще актуально.

(Апдейт: Я побывал на лекции по нейрогенезу, и лектор сообщил, что, к сожалению, способность нервных клеток к регенерации с возрастом снижается.)

Оригинал статьи: creatingminds (creatingminds.org)
Похожие статьи
Комментарии (0)