Проблема анти-паттерна
Демонстрационные системы это важные инструменты продаж, поскольку они часто понимаются конечными пользователями как представление потенциальных возможностей и потенциального качества продукта. Руководящая команда, которая ищет новые возможности для бизнеса, иногда (даже непреднамеренно) поощряет это ошибочное восприятие и даёт обещания, которые не соответствуют их технологиям.
Это ставит разработчиков в сложное положение, поскольку потом им приходится обеспечивать обещанный функционал.
В этой ситуации больше всех теряет конечный пользователь, который не получает продукт обещанного качества в обещанные сроки и по обещанной цене. Или когда же система готова, конечный пользователь часто получает наспех созданный «Дымоход», который похож на демонстрационную систему, но которому не хватает удобства эксплутации.
Основная причина этого анти-паттерна, который также называют ««Дутым» программным обеспечением», относится к регулированию ожиданий. Конечный пользователь имеет основания полагать, что заявленные технические характеристики могут быть получены, когда в действительности это невозможно, во всяком случае, не в рамках заранее определённого функционала, бюджета и лимитов времени. Когда проект разработки терпит провал на этапе выпуска, проект считается неудачным и организация, которая занималась разработкой, теряет доверие.
Решение, направленное на улучшение
Регулирование ожиданий конечного полтьзователя важно и с этической точки зрения, и с точки зрения сохранения дальнейшего доверия. Стандартное правило программирования – готовая система стоит в три раза больше, чем экспериментальный образец. Система многократно используемого ПО стоит до трёх раз больше, чем готовая система.
Другое правило, проверенное на практике, гласит, что разработка любого ПО займёт в два раза больше времени и будет стоить в два раза больше, чем ожидалось.
Регулирование ожиданий часто означает, что лучше допустить ожидание меньшего, чем может получиться в результате. Когда действительность превзошла ожидания, потребители будут приятно удивлены и, скорее всего, станут постоянными клиентами.
Возможные варианты
Поскольку анти-паттерн Дым и Зеркала – это демонстрация коммерческого продукта, то могут быть предприняты дополнительные предосторожности. Одна из возможных линий поведения – отправить квалифицированных специалистов на тренинг разработчика. Обычно, тренинги не являются частью программы маркетинговых коммуникаций, поэтому там можно получить полную информацию.
Но квалифицированные специалисты могут определить реальный функционал продукта и проинформировать об этом команду разработчиков. Менее затратное решение – запросить копию технической документации продукта и отдать эти материалы на оценку одному или нескольким квалифицированным специалистам. Также тщательно изучите требования к установке и лицензионное соглашение на использование ПО.
Требования к установке могут предполагать необходимость версий операционной системы и продукта, которые несовместимы с целевой средой. Немногие лицензии на ПО гарантируют качество.
Другими словами, может и не быть юридически значимой гарантии, что продукт будет демонстрировать полезный функционал. Подобная гарантия может быть добавлена к договору о купле-продаже, вместе с расширенной технической поддержкой продукта. Подобные гарантии обычны для таких отраслей, как средства телекоммуникации, где поддержка продукта может обеспечиваться до 80 лет (полный цикл жизни системы).
|