20 вопросов, которые необходимо учитывать, чтобы избежать проблем при разработке веб-сайтов

Дизайн и разработка
02 февраля 2011
 
Прежде чем начать работу с клиентом над проектом веб-сайта, особенно над запуском нового сайта, необходимо полностью разобраться с масштабами проекта и тем, что именно ожидает получить владелец сайта. Намного проще согласовывать функции и процессы веб-сайта, исходя из корпоративной политики и личных предпочтений. Но приходится заставлять клиента (а иной раз и себя) сосредоточиться на потребностях пользователя и на целях сайта. Выделение основных требований и целей также помогает ограничить расползание границ проекта в дальнейшем.

Большинство клиентов ничего не понимают в технической стороне, поэтому у них возникают сложности с тем, что бы объяснить, чего они хотят. Можно составить для них список вопросов, и они смогут его заполнить. При этом у них не возникнет ощущения, что вы считаете их обязанными разбираться в сайтостроении. В конце концов, именно за это он вам платит, верно?

Как избежать проблем при разработке веб-сайта

Для того чтобы вы поняли, о чем я веду речь, я составил список из 20 вопросов, которые вам надо задать в первую очередь при разработке веб-сайта. Эти вопросы призваны заставить клиентов задуматься о том, что является основным в их деятельности, о том, чем они отличаются от остальных, и о своих потребителях. У них появляется возможность сформулировать свои идеи и увидеть их перед собой. А еще это поможет вам получить репутацию хорошего слушателя, а это тоже не лишнее.

Список вопросов будет полезен небольшим агентствам и дизайнерам-фрилансерам, которые работают с маленькими и средними компаниями. Я также использовал этот список и с крупными компаниями. Это помогало ускорить процесс в самом начале работы. С этих вопросов необходимо начинать, ответы на них должны быть получены еще до общей оценки стоимости и размаха проекта.

Для некоторых дизайнеров ответы на эти вопросы могут стать поводом отказаться от перспективных клиентов. Иногда бывает лучше не браться за проект, если понятно, что он будет проблемным.

Лучше всего готовить вопросы с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента. Для некоторых клиентов ряд вопросов можно убрать, в том же время как для других они обязательны. Но я думаю, что те вопросы, которые я вам предложу, помогут положить начало вашей собственной базе вопросов клиентам

1. Как бы вы описали свою организацию/бизнес одним предложением?

Удивительно, но многие небольшие компании не уделяют особого внимания этому вопросу. Вам необходимо их мнение для того, чтобы вы смогли создать целостный проект. Если клиент не в состоянии это сделать, то есть большой процент вероятности, что в результате будет создан сайт, не имеющий общей идеи и без необходимой акцентировки.

2. Какими тремя словами можно описать вашу организацию/бизнес?

Жесткий? Да. Важный? Необычайно. Пользователю надо быстро понять, что предлагает сайт этой компании, почему на него надо обратить внимание. Эти три ключевых слова помогут найти верный посыл для пользователей и помогут выбрать верное направление для сайта компании. А еще иногда они помогают с SEO.

3. Чем вы отличаетесь от других?

Пользуясь жаргоном маркетологов: "Каково ваше ценностное предложение?" Помогите клиенту определить, чем же он отличается от конкурентов, и вы получите наиболее важное представление о том, что надо использовать в первую очередь. Если вы узнаете, чем именно он выделяется среди компаний подобной специализации, это послужит надежным основанием для веб-сайта.

4. Какой вы видите целевую аудиторию своего сайта?

Это молодежь? Или люди среднего возраста? Уверенные пользователи Интернет? Ориентирование на целевую аудиторию может повлиять даже на размер шрифта и подход к навигации по сайту.

Небольшое замечание: мнение многих клиентов по поводу целевой аудитории их сайта может сильно отличаться от реальности. Учтите их мнение, и по возможности воспользуйтесь веб-аналитикой для проверки его правильности, если это действующий сайт. Если это новый сайт, то вы можете получить некоторое представление о вопросе, изучив сайты конкурентов. Используйте для этого веб-инструменты, такие, как Compete.com.

5. Как вы думаете, сколько посетитель проводит времени на сайте в среднем?


Этот вопрос помогает определиться с шириной/глубиной сайта, структурой навигации и функционалом сайта. Например, если сайт рассчитан на определенную группу посетителей, то учтите, чем он может их привлечь - это поможет увеличить посещаемость сайта, и в результате они пробудут на сайте дольше. Опять-таки, проверьте результаты веб-аналитики, если есть возможность.

6. Каково основное назначение сайта? А второстепенное?

Многие клиенты хотят, чтобы их сайт был обо всем и для всех. Определяя основное назначение сайта, они задают его направление. Цель - установить контакты? Что-то продать? Передать посетителю какую-либо информацию? Или еще что-то?

7. Вы изначально настроены на долгосрочных постоянных посетителей, или на одноразовые заходы на сайт?

Получив эту информацию, вы сможете помочь клиенту определиться, подходит ли контент сайта для его целей. Сайт-визитка вряд ли вызовет у посетителей желание приходить снова и снова, потому что контент там не будет часто меняться. Ежедневно обновляемый блог будет бессмысленным, если сайт рассчитан на одноразовые заходы. Подобные вопросы продемонстрируют ваш профессионализм и помогут достичь цели.

8. Если посетитель проводит на вашем сайте 2 минуты, что он должен обязательно увидеть (3 вещи, в порядке очередности приоритетов)?

Этот вопрос касается ограничения расползания границ проекта и определения целей сайта. Получив ответы на этот и некоторые предыдущие вопросы, у вас должно появиться четкое представление о том, для чего нужен сайт с точки зрения клиента.

9. Кто ваши основные конкуренты?

Во время сбора информации будет полезным посмотреть на конкурентов, чтобы увидеть, что используется, а что не используется в этой конкретной отрасли. В целом, вам надо знать, можете ли вы гарантировать результат, который превзойдет сайты конкурентов, за что ваш клиент будет безумно вам благодарен.

10. Какие сайты вам нравятся?

Будет полезным узнать, каким должен быть сайт, по мнению клиента. Какими функциями он должен обладать, какой должна быть структура, контент, дизайн. Практически у любого опытного дизайнера бывали случаи, когда выяснялось, что есть образец желаемого сайта, после того как были предложены десятки вариантов макета. Узнайте об этом заранее, и у вас впоследствии не будет болеть голова.

11. Какие сайты вам не нравятся?

С другой стороны, дав клиенту возможность высказаться о том, какие сайты ему не нравятся, вы узнаете, чего вам следует избегать. Многим сложно описать то, что им нравится или не нравится, пока они это не увидят. Теперь у них есть возможность это сделать, а у вас - получить необходимые сведения.

12. Есть ли какие-то особенные функции, которые обязательно должны быть на сайте?

Еще один вопрос, который поможет ненавязчиво определить границы проекта и удостовериться, что вы правильно поняли ожидания клиента. Не допустите, чтобы клиент сделал ваш проект неоправданно затратным. Функционал сайта может включать блоги, поиск, интеграцию с социальными сетями и прочее.

13. Что вас больше всего раздражает при пользовании веб-сайтами (в целом)?

Дайте клиенту возможность высказаться! Лучше узнать сейчас, что он что-то ненавидит, чем тогда, когда это уже включено в дизайн.

14. Есть ли какие-то цвета, которые не следует использовать?

Если вы сразу определитесь с цветовой гаммой, то это спасет вас от проблем в будущем. Ничто не может быть хуже, чем случайно использовать цвета основного конкурента. Ответ на этот вопрос нельзя недооценивать.

15. Вы собираетесь обновлять контент сайта самостоятельно?

Подсказка для специалиста: вам нужна система управления контентом? Надо ли нам подумать о разработке сайта на платформе типа Drupal, WordPress или Joomla? Этот вопрос окончательно определит границы проекта.

16. Когда проект должен начать функционировать?

Это кажется очевидным, но это действительно важно. Если вы будете знать, сколько времени у вас отведено на проект, то это поможет вам определить основные сроки сдачи, планировать результаты и выставить для себя ориентиры - если, конечно, вы действительно профессионал.

Это также возлагает некоторую ответственность и на клиента. Кто не сталкивался с клиентом, который не предоставил вовремя контент или не внес необходимые правки, но в то же время не хочет менять дату запуска проекта?

И последнее, но не менее важное: у клиента не будет повода звонить вам каждый день, чтобы узнать, как продвигается работа.

17. Будет ли необходима регистрация пользователей и сохранение информации на сайте?

Подсказка для специалиста: нужна ли работа базы данных? Большинство проектов с динамическими компонентами и базами данных требуют больше работы, и к ним выдвигается больше требований. Это надо узнать заранее, чтобы впоследствии вам не пришлось столкнуться с нагромождением деталей.

Этот вопрос также позволит удостовериться, что у вас хватит навыка для завершения этого проекта, и вам потом не придется искать кого-то, кто сможет это сделать.

18. Кто принимает основные решения по проекту?

Я уверен, что у многих из вас этот вопрос вызовет улыбку. Но нет ничего хуже, чем когда решение принимает больше одного человека (например, какая-нибудь комиссия). Высока вероятность того, что вы будете получать указания, противоречащие друг другу. Поэтому необходимо определиться, за кем будет последнее слово, если мнения разделятся.

19. Должна ли быть на сайте возможность контакта с вами через веб-форму?

Все очень просто: но это настолько само собой разумеется, что многие клиенты считают, что здесь совершенно не надо работать, и что это совершенно бесплатно. Договоритесь об этом заранее.

20. Может быть, вы хотите еще что-то добавить?

"Давайте, выкладывайте все". Некоторые клиенты просто захлебываются идеями. С ними будет сложно дойти до принятия решения, пока они не убедятся, что вы выслушали все, что они могут предложить. Вместо того чтобы с этим бороться, дайте им возможность высказаться заранее.
 

Что делать, если клиент не может ответить?

Если клиент не может ответить на эти вопросы, я настоятельно рекомендую отказаться от проекта. Если он не может внятно рассказать, в чем состоит основной вид деятельности его компании, или решить, для каких целей им нужен сайт, то это очень плохо отразится на результатах проекта. Поймите, что этот проект будет сложно завершить. Подумайте, чего это будет вам стоить: взявшись за провальный проект, вы негативно влияете на возможность завершить уже открытые проекты (также, как взяться за новые).

Если вы используете этот или сходный  список вопросов в своих проектах, то нам бы хотелось узнать, как они помогают в ваших проектах. Нам также интересны страшные истории о том, как не удалось получить ответы на вопросы.

Мы не упустили ничего важного в своих вопросах? Может быть, какие-то вопросы здесь лишние?
Оригинал статьи: Jason Schubring (sixrevisions.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)