Не тратьте слишком много времени на раздумья: 5 рекомендаций по принятию решений на каждый день

Саморазвитие
02 июля 2011
 
В прошлом году, во время интервью, я спросил  Джеймса Викторе, известного художника-дизайнера, как ему удается настолько продуктивно работать.
 
Он ответил просто: "Я принимаю решения". Мы принимаем сотни, а то и миллионы, микро-решений каждый день - начиная от того, на что направить свою энергию, заканчивая выбором ответа на электронное письмо и решением, в котором часу позавтракать. Вы можете сказать, что умение принимать решения как можно быстрее без потери их качества улучшит производительность труда. 
 
После того, как я всерьез исследовал этот вопрос, я понял, что нет никаких особых сложных правил принятия решения. Но есть некоторые интересные аспекты, которые влияют на нашу решимость, и их следует учитывать.
 
Вот небольшой обзор некоторых основных моментов, влияющих на принятие решения:
 

1. Минималисты против максималистов

В 1956 году экономист Герберт Саймон предложил "рациональный" подход к принятию решений, при котором первостепенное внимание уделялось точному решению перед оптимальным решением. Гретхен Рубин подводит итог различиям между этими двумя типами принятия решения в посте в "Happiness Project":
 

Минималисты - это те, кто принимает решения или совершает действие сразу же, как только удовлетворены их требования. Это не значит, что их устроит что-то посредственное. Их требования могут быть высоки. Но как только они находят машину, отель или соус к макаронам, качество которых их устраивает, они полностью довольны. 

Максималистам необходимо принять оптимальное решение. Даже если они видят велосипед или встретили фотографа, который соответствует всех их требованиям, они не могут принять решение, пока они не изучат каждую мелочь, чтобы быть уверенными - они сделали самый лучший возможный выбор. 

Барри Шварц в своей замечательной книге "Парадокс выбора" уверяет, что минималисты, как правило, счастливее максималистов. Максималисты тратят намного больше времени и энергии на принятие решения, и они часто переживают, действительно ли их выбор был самым лучшим из возможных.

 
Вы можете подумать, что максималисты довольны результатами своего решения после всех этих трудов, но это не так! Это как искать симптомы своей болезни в Интернете - каждый, кто это когда-либо делал, знает, что больший объем информации совсем не приводит к душевному спокойствию и не делает проще выбор решения.
 
Основная идея: За дополнительную информацию всегда надо платить. Для нас лучше заранее оформить условия принятия решения (например, "Я решу сразу же, как только узнаю это, это и это"). Как только вы получаете необходимую информацию, решайтесь и действуйте.
 

2. Как меньшее становится большим

Психолог Герд Гигеренцер, работа которого была процитирована в бестселлере Малькольма Гладуэлла "Озарение", утверждает, что мы запрограммированы на принятие мгновенных решений, основанных на ограниченной информации. В действительности, его исследование подтверждает, что именно этим мы все время и занимаемся. Здесь, в Newsweek, подводятся итоги результатам исследования Гигеренцера по стратегии "Возьми лучшее", которую использует большинство людей при принятии решения:
 
"Возьми лучшее" означает, что вы принимаете во внимание и учитываете только то, что вам действительно необходимо. Затем вы останавливаетесь и переключаетесь на что-то другое. Например, у вас есть некие данные, которые вам необходимо взвесить, прежде чем принять решение. Однако во всем объеме имеющейся информации есть что-то более важное. И этого вполне достаточно для принятия решения. Вся остальная информация вам не нужна, лишние детали только усложняют дело и зря расходуют время.
 
Гигеренцер продемонстрировал это в лабораторных условиях. Родителям маленьких детей  было предложено представить себе, как их ребенок просыпается поздно ночью, задыхаясь, хрипя и кашляя. Им сообщили, что доктор сможет подъехать через 20 минут. Они его знают, но им не нравится то, что этот доктор никогда не прислушивается к их мнению. У них есть еще один вариант - отвезти ребенка в клинику. Это займет час, они не знают тамошних докторов, но у них хорошая репутация людей, которые прислушиваются к мнению пациентов. Что выбрать?
 
В результате практически все родители приняли решение, основываясь лишь на одном ключевом факте: насколько хорошо доктор умеет слушать. По сравнению с этим время ожидания и другие факторы оказались менее значимыми.
 
Основная идея: Мы запрограммированы быстро перерабатывать информацию, поэтому "быстрое понимание" - решения, которые берут начало в раздумьях, основанных на обширном опыте - выглядит более инстинктивным, чем научным. Доверяйте своей интуиции.
 

3. Три вида интуиции

В среде деловых людей, так же, как и в творческой среде, часто говорят об интуиции и (как мы писали выше) о доверии своей интуиции. Но что это означает в действительности? Это намного проще, чем вы можете подумать. Уильям Дагган, профессор факультета экономики и торговли Колумбийского университета, уверяет, что существуют три разных типа интуиции:
 
Обычная интуиция - это всего лишь чувство, внутреннее инстинктивное ощущение. Интуиция опыта - это моментальные суждения, когда вы мгновенно распознаете нечто знакомое. Это похоже на то, как профессиональный теннисист знает, куда полетит мяч из-под ракетки соперника...  Третий вид, стратегическая интуиция, не является настолько абстрактным чувством, как обычная интуиция. Стратегическая интуиция - это вполне четкая мысль... Это - вспышка озарения, которая пришла к вам прошлой ночью, и благодаря которой была решена проблема, мучившая  вас последний месяц.
… 
Интуиция опыта всегда проявляется быстро и работает исключительно в знакомых ситуациях. Стратегическая интуиция срабатывает медленно, но в новых ситуациях, когда вам нужны свежие идеи.
 
Эта разница критична, потому что интуиция опыта может быть врагом стратегической интуиции. Чем больше вы совершенствуетесь в своей специальности, тем лучше становится ваше понимание стандартных рабочих ситуаций, и вы все быстрее решаете однотипные проблемы. Так работает интуиция опыта. В непривычных ситуациях вашему мозгу надо больше времени, чтобы проработать новые данные и найти хороший ответ. Вспышка озарения бывает только моментальной, но ее можно ждать неделями. Вы не можете ее ускорить. Но ваша интуиция опыта поможет принять мгновенное решение при виде чего-то знакомого. Для стратегической  интуиции необходимо, чтобы вы распознали новизну ситуации и отключили интуицию опыта.  Забудьте о сделанных ранее выводах, найдите связь между новыми фактами.
 
Основная идея: Нам следует доверять своей интуиции опыта (основанной на личных познаниях), когда делаем выбор при знакомых проблемах. Но когда нам необходимо совершить прорыв, наши выводы не должны быть поспешными.
 

4. Почему нам следует доверять опыту (не только своему)

Психолог Дэниэл Гилберт, автор бестселлера "Спотыкаясь о счастье", изучает когнитивные искажения, которые вовлечены в принятие решения. Гилберт утверждает, что в большинстве случаев наши решения не особенно рациональны. Также нам сложно понять заранее, что именно сделает нас счастливыми (вот его более подробный рассказ на эту тему).
 
Гилберт доказывает, что если нам не хватает знания или опыта, чтобы принять решение, лучше всего будет спросить об этом кого-то другого. Гилберт говорит:
 
Во многих сферах жизни опыт случайно выбранного человека может превзойти ваши самые лучшие догадки по тем или иным критериям...  Любому из нас поездка в Париж понравится больше операции на желчном пузыре. Каждый из нас предпочтет, чтобы ему сделали комплимент, а не прибили к полу палец. Разница между вами и другими людьми настолько незначительна, что вы легко сможете предугадать, что именно будет лучше для вас, просто спросив случайного человека, что больше нравится ему.
 
Основная идея: Если вы не можете определиться с решением, посоветуйтесь с другом или коллегой, которые уже бывали в подобных ситуациях. Их предположения будут иметь большую ценность, чем любое основательное исследование вопроса.
 

5. Выбирайте, над чем стоит размышлять

Некоторые решения (к примеру, как справиться с проблемным клиентом) стоит серьезно обдумать. Другие, такие как выбор производителя зубной пасты, не стоят серьезных раздумий. Йонах Лерер, автор книги "Как мы принимаем решения", утверждает, что мы склонны придавать необычайную важность незначительным решениям:
 
Современная коммерческая деятельность направлена на то, чтобы сбить с толку, заставить думать, что обычный выбор - это нечто необычайно значимое. Компании тратят состояния, чтобы убедить нас в том, что именно их паста сможет отчистить наши зубы, или только их средство способно вывести пятна с нашей одежды... Почему в стандартной аптеке вам могут предложить 55 видов зубной нити и 350 видов зубной пасты? Хотя все эти товары разрабатывались для определенных категорий потребителей, в результате они используются, чтобы заставить нас думать, что выбор зубной нити - это выбор всей нашей жизни. В результате нас затягивает проблема выбора.
 
Основная идея: Спросите себя, действительно ли это решение так важно. Если нет, то не надо на нем зацикливаться, просто решите что-нибудь!
 
 
Оригинал статьи: Jocelyn K. Glei  (the99percent.com) 
Оригинал статьи: Jocelyn K. Glei (the99percent.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)