02 декабря 2011 |
Сегодня информация - главный ресурс человечества. Обмен информацией - процесс, к которому можно свести большинство ныне существующих профессий и специальностей.
Я уже писал о правильном подходе к восприятию информации. В сегодняшней статье речь пойдет еще об одном факторе, определяющем эффективность человеческого общения - невербальных сигналах.
Для начала немного популярной психологии, которая, надеюсь, не покажется вам скучной.
Однако если вы знаете значение терминов “вербальный”, “невербальный”, “надвербальный”, то можете смело пропустить следующие несколько абзацев.
Когда мы общаемся с кем-либо, наш собеседник воспринимает входящую информацию по трем каналам: вербальному, невербальному и надвербальному.
1. Вербальный канал. Что говорим?
То есть, какие слова произносим, как строим предложения. В общем все, что относится к лексической, логической и грамматической составляющей речи.
2. Невербальный. Как говорим?
Мимика, жесты, поза, движения, взгляд - все это имеет отношение к невербальному каналу восприятия информации. С натяжкой можно сказать, что невербальный канал - это эмоциональная составляющая нашей речи.
3. Надвербальный. Каким голосом говорим?
К этому каналу относится все, что связано с нашим голосом - громкость (амплитуда), частота, интонации. Иногда этот канал также называют паравербальным, что скорее всего указывает на некую мистическую составляющую.
Каким же образом информация распределяется между перечисленными каналами? Все ли они одинаково важны? Для того, чтобы дать ответ на это вопрос, давайте представим 100% информации в виде круглого пирога, который "съел", то есть воспринял наш собеседник.
На приведенной ниже диаграмме я указал примерное распределение каналов по степени важности.
Обратите внимание на то, что львиную долю информации (70%) человек воспринимает невербально. Выражаясь простым языком: “Не столько важно, что мы говорим, сколько как мы это делаем.”
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный - для демонстрации межличностных отношений. В некоторых случаях невербальный канал используется вместо словесных сообщений. Именно о внешних признаках межличностных отношений пойдет речь в этой статье.
Те из вас, кто читал “Психологию лжи” П.Экмана могут смело пропустить еще несколько абзацев. В своей книге Экман практически на каждой странице говорит о необходимости рассматривать поведение человека только в изменении. Это означает, что мы не можем делать никаких вывод по собственно невербальному поведению человека, рассматривать можно исключительно изменение поведения.
Конечно, Экман пишет об этом в контексте состояния стресса, которым является ложь. Однако это верно и для коммуникации как таковой.
Пытаясь считать посылы, скрытые в невербальных сигналах, о которых речь пойдет ниже, обращайте внимание на контекст, а именно: общий психологический портрет собеседника, отношение к теме беседы, внешние факторы (время и место беседы), предполагаемый результат беседы и так далее.
Все невербальные сигналы мы для простоты разделим на 4 группы: мимика, жесты, позы, ориентации (то есть дистанция, расположение и т.д.)
Я не буду останавливаться на мимике по одной причине - ярко выраженная мимика подсознательно понятна каждому, о всех остальных мимических микровыражениях вы можете прочитать в книге все того же Экмана “Unmasking The Face”.
Итак, позы. (По Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. - М.: 2000, №6)
- Руки за спиной, голова высоко поднята, подбородок выставлен вперед - чувство уверенности в себе и превосходства над остальными.
- Корпус подан вперед, руки на бедрах (подбоченившись) - поза “хозяина”; агрессивность, стремление отстаивать свою позицию до конца.
- Стоя, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с собеседником
- Руки с расставленными локтями заведены за голову (сидя) - демонстрация превосходства. В отличие от позы “хозяина”, такое положение говорит о том, что человек сам верит в свое превосходство. В то же время “хозяин” может быть в этом не уверен.
- Любая часть руки в кармане или за поясом - агрессия, превосходство.
- Закрытые позы - проведите воображаемую линию от макушки до пола. Любое пересечение этой линии создает закрытую позу. Такая поза, как правило, означает неустановленный контакт, защитную либо скептическую установку. Рассматривая закрытые позы, следует принимать во внимание также одежду собеседника. Застегивание пиджака во время беседы может означать тоже самое, что скрещенные на груди руки. Если имеет место двойное “скрещивание” (например, руки скрещены на груди, нога закинута на ногу), значит ваш собеседник, скорее всего, “отключился” от разговора. Скрещенные лодыжки, в свою очередь, означают страх или взволнованность вместе с попыткой самоконтроля. Скрещение пальцев рук символизирует разочарование и попытку его скрыть.
- Наклоны головы. Наклон головы в сторону - интерес к разговору, вниз - отрицательное отношение к разговору, легкое отклонение назад - агрессивные намерения.
- Вставание, очевидно, является реакцией на какие-то факты или доводы, но может также обозначать момент принятия решения.
- Кисти рук соединены кончиками пальцев на уровне груди, ладони не сложены - так называемая, поза “гуру”. Означает уверенность в своих силах и словах.
- Руки сложенные у рта означают скрытие истинных намерений
- Поддерживания и опоры. Поддерживание ладонью головой - скука, поддерживание подбородка большим пальцем - критическая оценка, интерес к теме разговора, пальцы, сжатые в кулак и расположенные под щекой, не поддерживая ее - признак заинтересованности.
Перейдем к жестам. Их можно разделить на четыре группы: эмблемы, иллюстрации, регуляторы, адаптеры. Эмблематические жесты характерны только для определенных национальностей и культур. К ним, в частности, относятся: вытянутый вверх большой палец, средний палец, кольцо из большого и указательного пальцев, затыкание ушей пальцами (“не слушаю”) и т.д.
Иллюстрации являются вспомогательными средствами общения и используются для подкрепления устной речи (собственно то, что принято называть жестами)
Регуляторы обозначают опорные точки общения - начало, конец, принятие решения. К ним относится, например, рукопожатие.
Адаптеры сопровождают наши чувства и эмоции и являются подсознательными. Например, всплескивание руками или закрытие рта ладонью при удивлении, сжатие кулаков при страхе или агрессии, напряжение скул при злости. Именно жесты-адаптеры дают больше всего информации о невербальной составляющей беседы.
Наконец, несколько слов об ориентациях. Скорее всего вы уже слышали выражение “зона комфорта”. Оно подразумевает дистанцию, на которой одному человеку удобно общаться с другим. Величина этой дистанции зависит от плотности населения региона проживания человека и, для европейской части России, составляет приблизительно 70 - 80 см.
Что касается расположения в пространстве, то выделяют 4 основных способа сделать это. Они проиллюстрированы ниже.
Наиболее эффективной с точки зрения коммуникации является позиция №3 “Угловая”. Дело в том, что здесь не происходит так называемого “столкновения взглядов”, как, например в фронтальной позиции, когда собеседники смотрят прямо друг на друга. Вместе с тем, взгляды собеседников направлены в одну сторону, что очень важно.
Все невербальное общение является подсознательным, поэтому контролировать его сложно. И все же контролю оно подается, однако это нужно делать с большой аккуратностью. Самое главное в эффективной невербалике - естественность.
Будьте естественны, искренне интересуйтесь своим собеседником и темой разговора, и тогда ваше невербальное поведение будет показывать вашим партнерам, что вы человек, с которым можно иметь дело! Удачи!
P.s. Мы приглашаем всех авторов к сотрудничеству в нашем проекте. Рады будем запостить ваши статьи на нашем ресурсе. По всем вопросам и предложениям пишите на info@sunera.ru c пометкой для BigIdeas.
|