Не хлопайте дверью! Или как правильно увольняться

Менеджмент и фриланс
28 августа 2012

Меня всегда удивляла фраза: «В крайнем случае, ты всегда можешь написать заявление и уйти!». Поразительно, но многие считают, что увольнение – это очень просто. Взял и ушел или тихо через черный вход, или через парадный, звонко хлопнув дверью. Но на самом деле увольнение – это целое искусство. И от того, насколько хорошо вы им овладели, зависит и репутация, и успех на новом месте.

Даже если у вас сейчас на работе все хорошо, лучше готовить сани летом: листать умные книжки, слушать рассказы друзей, недавно сменивших место работы, и мотать на ус. Ведь если вдруг придется увольняться, нужно четко представлять: что делать можно, а что – ни в коем случае нельзя.

Дорогая моя репутация

Уходя с работы, какой бы ненавистной она не была, главное сохранить свое доброе имя. Даже если здесь мало платили, начальник трепал нервы, а коллеги день ото дня «портили» кровь – все равно, постарайтесь уйти с открытой улыбкой и гордо поднятой головой. В конце концов, пусть они и дальше остаются в своем террариуме, а вы отправляетесь в свободное плавание навстречу новым горизонтам.

Если же все было не так плохо, и тоталитарного режима в вашей конторе никто не устанавливал, то тем более, нужно уйти не только красиво и правильно. В противном случае, блестящая репутация, которая зарабатывалась вами на протяжении нескольких лет, будет испорчена в одночасье. Ведь и в многомиллионном мегаполисе, и в городе с населением триста тысяч человек, сарафанное радио работает одинаково хорошо. И то, как вы увольнялись, в секрете надолго не останется. Когда вашу кандидатуру будут рассматривать на новом рабочем месте, обязательно позвонят бывшему начальнику и поинтересуются вашей персоной. И он, памятуя о недавнем скандале (если он был), с удовольствием расскажет обо всех ваших недостатках, естественно, сгустив краски. А специалиста, скандально ушедшего с прежней работы, мало какой работодатель согласится принять. Зачем ему лишняя головная боль? Именно поэтому увольняться нужно так, чтобы о вашем уходе сожалели, добрым словом вас вспоминали и ждали обратно с распростертыми объятьями.

Решение принято

Предположим, вы уже знаете, что будет увольняться. Все метания позади, решение принято… И о нем должен в первую очередь узнать начальник. Пока он не в курсе, не стоит рассказывать об этом коллегам за чашкой кофе. Ведь в любом коллективе обязательно найдется «доброжелатель», который донесет шефу, что вы обругали всех своих сослуживцев последними словами и уже сложили в картонную коробку все рамки с фотографиями, а еще кактус в горшке с инвентарным номером. Зачем вам это? Сообщите начальнику о своем решении и обсудите, как вам лучше уйти с наименьшими потерями для компании. Может быть, вас попросят доработать квартал, довести серьезный проект, подыскать себе приемника. Ваше право отказаться, отработать положенные по закону две недели и уйти, демонстративно прихватив все тот же кактус. Но также вы можете не бросать родную компанию, в которой работали, нарабатывали связи, набирались опыта, получали зарплату, а довести все дела до конца, даже если это займет месяц или два. Увольняясь спонтанно, вам не удастся сохранить хорошие отношения и с бывшими коллегами – ведь им придется в авральном режиме доделывать еще и вашу работу.

Отправляясь к начальнику, будьте готовы, что вас спросят о причинах ухода. Здесь эмоции в сторону. Постройтесь спокойно и аргументировано и объективно рассказать о плюсах и минусах нынешней и будущей работы. Да, здесь не было отпусков и спокойных выходных, да, не устраивала зарплата, да, не было перспективы карьерного роста, да, не сложились отношения с коллективом. Но было и много хорошего: вы набрались здесь опыта, сделали себе имя, наработали приличное портфолио. Говоря о преимуществах и недостатках, не сгущайте краски и попридержите эмоции – вдруг вам сюда еще придется вернуться. Но и не уходите от ответа – честность сегодня все еще в цене. Если вы уже точно знаете, где будет работать, предложите вашему начальнику выгодные варианты сотрудничества. Вдруг ему это будет интересно и ваш уход он расценит, как открытие еще одной перспективы в бизнесе. Впрочем, не говорите слишком много – обрисуйте возможные варианты, но ничего конкретного не обещайте.

Вас могут попросить искать приемника. Если время позволяет – ищите. Если же нет – вас никто не может заставить сидеть полгода на рабочем месте и ждать, когда же найдется та самая долгожданная замена. В конце концов, вы не отдел кадров и не менеджер по работе с персоналом. Делайте все, что от вас зависит, но главное, без вреда для вашей будущей работы. Только помните, что чем ответственнее ваша должность и чем больше у вас обязанностей, тем дольше вам будут искать замену.

В день увольнения

Чтобы расстаться с теперь уже бывшими коллегами на хорошей ноте, устройте скромный фуршет. Только не нужно произносить красивых речей из вежливости: «Мы все одна семья. И хоть меня отсюда выжили, я вас всех все равно люблю!» Это лишнее – достаточно поблагодарить собравшихся за то, что вы какое-то время были частью этой команды и работали на общую цель. Есть два исключения: если вас действительно выжили, подставили или вы стали участником грандиозного скандала, то лучше просто сказать всем «до свидания», забрать расчет и спокойно уйти в конце рабочего дня, не выясняя отношения. А если вы увольняетесь, потому что переезжаете в другой город и искренне любите людей, с которыми работаете, то не скупитесь на красивые тосты и громкие речи, идущие от сердца.

Уходя с работы, обдумывайте каждый шаг – любой незначительный проступок может в будущем обойтись вам очень дорого. Увольнение, как финишная прямая: здесь нужно выложиться и показать все, на что ты способен. Постарайтесь, чтобы вам дали не скупую отписку, а хорошие рекомендации: «Тысяча и одно достоинство этого замечательного работника».

А теперь давайте составим план вашего красивого и, главное, мудрого увольнения.

  1. Принять решение: «Я увольняюсь». Решение может даться нелегко, поэтому напишите в два столбика плюсы и минусы нынешней работы. Тогда пазл сложится, и вам станет ясно: правильно вы поступаете или нет.
  2. Если вам уже предложили какое-то место, тем лучше. Если нет – просмотрите сайты и газеты с объявлениями о работе. Наверняка, там найдется вакансия, которая подходит именно вам. Впрочем, не спешите.Ели нет острой финансовой необходимости, устройте себе небольшой отпуск: съездите на море, поваляйтесь дома с книжкой, погуляйте по городу. Часто во время такой «передышки» человек вдруг понимает, что всю жизнь хотел заниматься чем-то другим, резко меняет сферу деятельности и очень преуспевает в новой профессии.
  3. Пойти к шефу «на ковер» и заявить о принятом решении. Будьте готовы к тому, что вам придется отвечать на вопросы типа: «Почему ты так решил?», «Тебе что, у нас плохо?», «Что тебя не устраивает в нынешней работе?», «Куда ты уходишь?», «На кого ты будешь работать?» «Какие условия тебе предложили конкуренты?», «Сколько они будут тебе платить?» и т.д. Продумайте ответы на возможные вопросы – это облегчит вам непростой разговор с начальством.
    Руководитель может вам предложить повышение и солидную прибавку к зарплате. Звучит заманчиво? Только сто раз подумайте, прежде чем на это соглашаться. Вас могут подержать на этой должности, а потом вдруг сообщат, что нашлась замена, и попросят «освободить стул». Более того, если вы скажете руководителю о своем намерении уволиться, а потом останетесь, согласившись на заманчивое повышение, будьте готовы к тому, что вас запишут в ряды «предателей и изменников». И еще, вспомните о списке плюсов и минусов. Ведь у вас к этой компании было гораздо больше претензий, чем низкая зарплата и плохая должность…
  4. Отработайте положенный срок, и за это время попытайтесь сделать свою работу по максимуму: напишите инструкции, введите нового работника в курс дела, доведите начатые проекты или облегчите задачу тем, кому они перейдут «по наследству».
  5. Если вы работали с постоянными заказчиками, обязательно сообщите им о своем уходе: отправьте письмо или позвоните. Это добавит вам очков: даже уходя, вы заботитесь о том, чтобы у компании сохранились наработанные клиенты, и чтобы появление нового человека на вашем месте не стало бы для них сюрпризом.
  6. Если в этом коллективе вам работалось неплохо, устройте прощальный фуршет. С которого, кстати, уйдите в числе первых – сидеть до поздней ночи в офисе компании, из которой вы сегодня уволились, не совсем правильно. Впрочем, все зависит от конкретной ситуации.
  7. И, как было сказано выше, отправляйтесь навстречу новым горизонтам…
РћСигинал статьи: Юлия Савоськина ()
Похожие статьи
КомментаСРёРё (0)