Любители злятся на клиентов. Профессионалы их обучают.

Дизайн и разработка
23 октября 2013

Как известно большинству опытных фрилансеров, иногда приходится отказываться от клиентов для их и нашего блага. Но ситуация не обязательно должна заканчиваться таким образом.

Раньше я думал, что работа с раздражающими клиентами – просто один из аспектов творческой работы. Но потом я понял, что хотя во всех взаимоотношениях присутствуют раздражающие элементы, раздражение должно быть исключением, а не правилом.

Конечно, бывают моменты, когда мы хотим превратиться в фрилансовую версию Дональда Трампа, крича «Ты уволен!» каждому, с кем мы не согласны. Но правда заключается в том, что мы заслуживаем клиентов, которых мы получаем. Плохие клиенты – не результат действия какой-то неведомой космической силы, они скорее являются результатом наших собственных поступков.

Плохие клиенты появляются вследствие ошибок, которые мы допустили в работе. Для того чтобы выполнять нашу работу наилучшим образом и сотрудничать с лучшими людьми, нам необходимо быть внимательными в отношениях с клиентами. Вот как это сделать:

Имейте смелость сказать «нет».

Если какой-либо проект кажется недостаточно подходящим для вас, отказывайтесь от него до того, как возникнут денежные отношения. Подумайте, хотите ли вы, чтобы о вас знали именно по этому проекту? Подобное привлекает подобное, поэтому если вы наполняете свое портфолио проектами, в которых вы не заинтересованы, вы лишь обрекаете себя на еще большее количество такой работы в будущем (у Джейсона Санта Марии есть отличное выступление в проекте Morning Talks на тему силы и ценности способности сказать «нет» работе). Такой подход может пугать, но необходимо думать в более долгосрочной перспективе и не зацикливаться на конкретном клиенте.

Отказывайтесь до того как возникли денежные отношения.

Ясно доносите до мира свои ценности.

Самый простой способ добиться этого – вести регулярный блог на том же сайте, на котором расположено ваше портфолио. Пишите честно о вашей работе. Это позволит потенциальным клиентам понять, совпадают ли ваши цели и ценности, и вы не будете тратить время на проект, в процессе работы над которым выяснится, что взгляды клиента расходятся с вашими.

Обучайте своих клиентов.

С большой вероятностью вы приняли участие в большем количестве проектов, связанных с вашей профессией, чем человек, который вас нанял. И у вас есть отличная возможность рассказать клиентам о том, чему вы научились за все это время.

Если клиент не соглашается с чем-то, в чем вы абсолютно уверены, не сердитесь. Вместо этого войдите в «режим исследователя». Покажите на примере, почему то, что от вас хотят, не будет работать в вашем проекте. Если вам четко объяснят, почему их предложение будет работать, вы можете уступить (и узнать для себя что-то новое). Если же нет, то вы решите проблему, при этом дав клиенту урок (хочется надеяться) на много проектов вперед. Считайте это «инвестициями» в ресурс, который необходим вам для успешной карьеры.

Расспрашивайте потенциальных клиентов.

Какие у них вкусы в дизайне? Совпадает ли это с интересующей вас работой? Нет никакого смысла работать с клиентом, который любит блестящие колокольчики и свистки, в то время как вы привыкли делать утонченные, минималистичные проекты. Фильтрование клиентов позволяет выбрать тех, с кем удобнее работать, и получить ту работу, в которой вы на самом деле заинтересованы.

Ставьте четкие цели для ваших проектов.

Таким образом, если возникнут противоречия, речь пойдет не о том, чего хотят клиенты и чего хотите вы, что всегда субъективно. Вопрос скорее будет состоять в том, как добиться поставленных целей наилучшим образом. Запишите эти цели и возвращайтесь к ним при необходимости.

***

Отказать клиенту (и его деньгам) сложно, особенно если вы впервые начинаете работать на себя. Но, как и в любом другом творческом начинании, концентрация на качестве с самого начала несравнимо облегчит ваш карьерный путь. В конце концов, хорошие клиенты дают нам хорошую работу, что в свою очередь делает нас более счастливыми и удовлетворенными (и мы меньше жалуемся своим коллегам на неверные решения наших клиентов). Создание наследия, которое принесет вам счастье, может занять всю жизнь.

Мы ответственны за работу, которую привносим в этот мир, так почему бы не сделать ее поистине выдающейся?

Что насчет вас?

Как вы отсеиваете клиентов, чтобы найти лучших?

 

За перевод отдельное спасибо Александру Паршину!

P.s. Хотите переводить для нас, мы ждем вас! Пишите на info@sunera.ru.

Оригинал статьи: Paul Jarvis (99u.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)