Почему скука полезна для творчества

Дизайн и разработка
05 июля 2012

Скорее всего, у вас низкий «скучный» порог, как у большинства творческих личностей. Вы склонны искать новизны и вдохновения, и избегать контроля и рутины. Скука – враг творчества, и ее следует избегать любой ценой. Или нет?

Обратите внимание на высказывание комедийного сценариста Грэма Лайнхана в недавнем интервью для «Guardian»:

Мне приходится пользоваться всеми этими программами для отключения интернета, чтобы заскучать, потому что состояние скуки – это неотъемлемая часть сочинительства, а с интернет скучать не дает.

Я его понимаю. Я могу с энтузиазмом придумывать тему для нового проекта, но когда приходит время приниматься за работу, просто удивительно, как быстро мне становится скучно – и как много «интересных» вариантов приходит мне в голову: Твиттер, Behance (естественно), Google Reader; переставить книги на полке; новая посылка из Амазона, прибывшая сегодня утром; написать по имейлу друзьям, с которыми давно не общался; провести еще «исследование»…

Конечно же, Стивен Прессфилд без тени сомнения назвал бы такую скуку Сопротивлением – невидимой силой, которая возникает в нас всякий раз, когда мозг решает сложную творческую задачу. Сопротивление знает, насколько тяжелой будет задача, и использует скуку, чтобы отвратить нас от нее, предлагая всевозможные пути к отступлению. Не удивительно, что Кингсли Эмис сказал: «Писательское искусство – это искусство применения задней части брюк к сиденью стула».

Как и Лайнхан, я знал, что мне станет скучно, и подготовился к этому. Во-первых, я знаю время, когда собираюсь начать писать – после этого времени я или пишу, или халтурю. Во-вторых, я включаю режим «в самолете» – отключаю телефон и систему оповещения электронной почты, и использую Freedom, чтобы отключиться от Интернета. Обычно, это срабатывает для написания прозы, но поэзия дается гораздо тяжелее – и я понимаю, что скука-сопротивление будет действовать гораздо сильнее. Поэтому, когда я работаю над стихотворением, я оставляю дома ноутбук и иду в Британскую библиотеку с карандашом и бумагой. Британская библиотека – великолепное здание, и оно специально спроектировано так, чтобы создавать самую скучную атмосферу в мире – здесь не на что отвлекаться, и читатели давят «стеной молчания», так что сложно делать что-то, кроме того, чтобы сидеть тихо и соблюдать тишину.

Сопротивление знает, насколько сложной будет работа, и использует скуку, чтобы отвратить нас от нее, предлагая всевозможные пути к отступлению.

Поэзия это или проза, каждый раз я переживаю одно и то же: стоит мне оказаться наедине с пустым экраном/страницей, навстречу мне поднимается волна скуки. У меня возникает желание уйти куда-нибудь – все равно куда – лишь бы подальше. И я позволяю волне накрыть меня. Я признаю, что мне скучно, и что скука – часть процесса. И я верю, что если я буду сидеть здесь достаточно долго, скука начнет уходить, и появится искра любопытства. Эта искра похожа на крохотное мерцающее пламя горящей спички – легко потушить, но если вы терпеливы, оно начнет расти и разгораться все ярче. Любопытство перерастет в интерес, а интерес – в увлеченность… и вскоре я растворяюсь в работе, слова струятся, и я уже не хотел бы заниматься ни чем другим в целом мире.

Видите, Сопротивление забывает рассказать нам о том, что, с другой стороны, скука дает вам самый захватывающий опыт, который вы можете получить как творец – гореть и открывать такие новые возможности, что вы и представить себе не могли, когда садились за работу.

Итак, как помнить об этом достаточно долго, чтобы прорваться сквозь скуку на другую сторону?

  1. Убедитесь, что это правильный вид скуки! Неправильную скуку вы испытываете, когда занимаетесь чем-то нудным или бессмысленным – тем, что вас не вдохновляет или не помогает достичь своих целей. А правильную скуку вы испытываете, несмотря на то, что вы знаете, что это именно то, что вы по-настоящему хотите делать – то есть работа над большой и сложной творческой задачей. Это должно указать вам на то, что скука – всего лишь маскировка для Сопротивления.
  2. Заранее определите время начала работы. Если вы ждете до завтра, чтобы решить, приступать к работе с утра или с обеда, вы даете себе возможность откладывать. Но если вы решите начать в девять утра, то когда наступит девять утра, у вас будет жесткий выбор – или работать, или нарушить данное себе обещание.
  3. Отключить все, что может отвлечь. Не полагайтесь на силу воли. Достаточно ли использовать программу для отключения Интернета? Нужно ли вам вообще уйти от компьютера? Или вам необходима атмосфера сверхсосредоточенности, например библиотека или общая студия? Вы знаете себя лучше, чем кто-либо.
  4. Приготовьтесь к тому, что будет скучно. Не сопротивляйтесь. Сидите и ощущайте это – обратите внимание, что чувствует ваше тело, какие мысли и искушения проходят сквозь ваш разум, и какие эмоции вы переживаете. (Регулярная практика медитации может быть крайне полезна.) Постарайтесь узнать свою скуку – вообще-то, изучать ее довольно интересно!
  5. Оставайтесь на месте, пока скука не начнет уходить. Не заставляйте себя сразу же придумывать нечто удивительное. Просто положите бумагу/ноутбук/холст/гитару/что угодно перед собой и смотрите на него. Если это работа не одного дня, смотрите на то, что вы сделали вчера. Когда я так делаю, обычно мне хочется немного исправить здесь и там, а потом исправлений становится больше, я меньше вычеркиваю и начинаю добавлять все больше и больше. Разрешите себе ничего не делать или просто что-то подправлять – лишь бы быть сосредоточенным на работе.
  6. Сделайте это привычкой. Чем чаще вы видите модель, – сначала скука, затем любопытство, затем интерес, затем погруженность – тем легче вы примете скуку как часть рабочего процесса, и тем легче будет устоять.

Вопрос к вам
А для вас, как для людей творческих, скука – профессиональный фактор риска? Если так, то как вы с ней справляетесь?

Оригинал статьи: Mark McGuinness (the99percent.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)