Психология шрифтов

Дизайн и разработка
16 января 2012

Шрифт является одним из многих факторов, который нужно учитывать при принятии дизайнерских решений. Дизайнерам и разработчикам доступны десятки тысяч шрифтов, и не нужно быть профессором, чтобы заметить, что каждый день создаются всё новые и новые шрифты. Со стороны может показаться, что выбор шрифта – это произвольное решение автора, но, на самом деле, при выборе шрифтов нельзя руководствоваться только личными предпочтениями. Психология шрифта имеет большое значение для эффективного функционирования вашего сайта.

Шрифты предназначены для улучшения читабельности текста. В мире шрифтов существует две основные категории: сериф (serif) – шрифты с засечками сверху и снизу буквы, и сансериф (sans serif) – шрифты без засечек, таких как в шрифтах сериф. Шрифты сансериф очень часто используются в дизайне веб-сайтов, но дизайнеры должны отдавать себе отчет, почему они выбрали именно такой шрифт.

Типы шрифтов

Bodoni

Например, шрифты сериф иногда вызывают у читателя такую реакцию, которую не может вызвать шрифт сансериф. В одном эксперименте испытуемым предложили прочитать сатирические статьи из издания New York Times, напечатанные двумя различными шрифтами – Times New Roman и Arial. Затем этим испытуемым предложили подобрать определения, которые бы описывали статьи. Испытуемые чаще связывали слова «забавный» и «злой» со статьями, которые были напечатаны шрифтом Times New Roman, чем со статьями, которые были напечатаны шрифтом Arial. Поскольку основой успешной сатиры являются юмор и злость, то шрифт сериф будет более разумным выбором для статьи или вебсайта, претендующих на сатирическую направленность.

Шрифты сериф более читабельны, чем шрифты сансериф. Читатели быстрее осваивают текст, напечатанный шрифтом сериф и лучше запоминают прочитанное. Шрифты и размеры шрифтов, которые встречаются не очень часто, называемые также невлиятельными шрифтами, значительно улучшают понимание читателем текста, возможно, в силу того, что читатель внимательнее изучает каждое отдельное слово и, концентрируясь на словах, соответственно, более легко удерживает информацию.

Хотя, шрифты, которые встречаются крайне редко и которые тяжело читать, могут привести к непониманию текста и нежеланию его читать. Эксперимент показал, что в случае, когда студентам давали задания к упражнениям, написанные чётким, легко читаемым шрифтом Arial, то эти студенты с энтузиазмом делали предлагаемые задания и говорили, что им не составляет труда работа с этими упражнениями. Те студенты, которые получили те же самые задания, написанные менее редким шрифтом Brush, хуже усвоили текст. В результате, они решили, что задание само по себе является сложным. Они решили, что нужно будет приложить немало усилий для его выполнения, и у них не возникло особого желания тратить на это время. Успех в понимании задания к упражнению зависел от эмоциональной реакции читателя на шрифт.

Arial

То же самое было и с инструкциями по сборке мебели. Более понятные шрифты, такие как Arial, в основном воспринимались легче и позволяли пользователю легче воспринимать указания, не приходя от них в замешательство. Таким образом, устраняется путаница и пользователь остаётся доволен продуктом, а это, в свою очередь, выгодно для компании, потому что, в таком случае, пользователь, скорее всего, продолжит пользоваться продуктами компании.

С другой стороны, меньшие размеры и более изысканные шрифты могут убедить пользователя в сложности продукта, что является качеством, которое может быть полезно для определённых видов продаж. Так, например, обстоит дело с меню ресторанов, в особенности если это рестораны высокого уровня. В меню многих ресторанов используются изысканные шрифты и сложные назнания блюд. Клиенты видят сложные названия и воспринимают блюда более ценными. Это позволяет ресторанам продавать клиентам большинство блюд без вопросов об обоснованности такой высокой цены со стороны этих клиентов.

Futura

Кроме деления шрифтов на серифные и сансерифные, существуют другие классификации шрифтов. Так, Geometric, Realist, и Grotesk основаны строго на геометрии форм. Они могут быть чёткими и современными, и, в то же время, спокойными и точными. Такими, например, являются Helvetica, Futura, и Gotham.

Шрифты группы Humanist Sans основаны на рукописных буквах. Они оригинальнее и своеобразнее, чем шрифты геометрических форм. Они также чёткие и современные, но, при этом, тёплые и дружественные. Примерами таких шрифтов являются Optima и Verdana.

Garamond

Шрифты Old Style или Venetian – это классические и традиционные шрифты, но читателям может стать скучно именно из-за этой классики. Это самые старые типографские шрифты и они основаны на каллиграфии. Примерами таких шрифтов могут быть Palatino и Garamond.

Шрифты Transitional и Modern – это серифные более геометрические, по сравнению со шрифтами Old Style, шрифты. Они могут передавать силу и стиль. Примеры таких шрифтов включают в себя Bonodi и неизменно популярный Times New Roman.

Rockwell

Шрифты Slab Serif или Egyptian похожи по своей простоте на сансериф, но они имеют квадратные засечки на каждом конце буквы. Тяжеловесные варианты таких шрифтов – например, Rockwell – могут восприниматься властными. Другие – например, Courier – могут ассоциироваться с городской жизнью. Поскольку Courier напоминает старые типографские шрифты или распечатку на старом принтере, он указывает на приверженность к комфорту и к классике.

Определённые шрифты указывают на причастность к той или иной демографической характеристике. Мужчины в большинстве предпочитают прямолинейные шрифты, в то время как женщины склонны к более изогнутым шрифтам с более выдающимися засечками. Более мягкие и более изогнутые шрифты очень часто используются теми, кто хочет подчеркнуть свою сексуальную привлекательность. Выбор шрифта Italic помогает сделать сообщение более спокойным.

Классические серифные шрифты, такие как Times New Roman, являются более консервативными и традиционными. Этот вид шрифтов также воспринимается характерным для нашего общества и может указывать на профессионализм, поэтому такие штифты – это хороший выбор для тех, кто надеется произвести впечатление доброжелательности и компетентности.

Comic Sans

Сансерифные шрифты, такие как Arial, указывают на желание быть в тени и оставаться неузнанным. Шрифт Arial воспринимается более современным, чем шрифт Times New Roman. Он остаётся наиболее широко употребимым шрифтом. Шрифт Comic Sans является неформальным и немного детским. Он предполагает, что автор хотел привлечь внимание.

Компании, которые хотят выглядеть охотно идущими навстречу и дружелюбными, часто выбирают шрифты, имитирующие рукописные текст, как будто страница была написана рукой самого автора. Но такой подход иногда приводит клиентов в замешательство, потому что наводит их на мысль о неискренности компании.

Определённый образ для читателей также создаёт размер. Слишком большие шрифты могут производить впечатление ненадёжности, потому что может показаться, что автор просто хотел заполнить страницу. Меньшие, минималистские, шрифты являются более удачным выбором для действенности сообщения.

Ещё одним вопросом, относящимся к проблеме шрифтов, который должен решить дизайнер, является вопрос о разнообразии шрифтов в приделах одного сайта. Два противоположных шрифта могут служить для создания одного приёма. Два абсолютно разных шрифта могут создать напряжение и вдохнуть в страницу энергию. Выбор одного серифного и другого сансерифного шрифта уравновесит баланс двух шрифтов.

Использование более двух шрифтов на одной странице обычно является чрезмерным. Следует избегать такого использования, если, конечно, дизайнер не пытается сделать это специально, например, для того чтобы имитировать старую афишу.

Подходите грамотно к выбору шрифтов

Выбранные нами шрифты влияют на читателей и нашей электронной почты, и наших резюме, и наших меню, и наших вебсайтов. Часто, даже не подозревая об этом, читатели реагируют на вид наших текстов. Создавая вебсайты для определённых целей и с учётом аудитории, важно также решить, какие эмоции мы хотим вызвать у читателей при помощи нашего текста. Примите во внимание характеристики своей аудитории, решите, что вы хотите ей передать и выберите соответствующий этому шрифт.

Оригинал статьи: Emily Matthews (www.onextrapixel.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)