Как цели и добрые намерения могут нам мешать

Образ жизни
29 июля 2012


Иллюстрация: Оскар Рамос Ороско

Когда вы первый раз пойдете в спортзал, первое, о чем вас спросит тренер, - о ваших целях. Чего именно вы стремитесь достичь, когда поднимаете тяжести или пыхтите на беговой дорожке? Подайте заявку на какой-то обучающий курс, и вас завалят рекламными материалами. Из них вы узнаете, каким вы должны стать: самоуверенным и целеустремленным. Они - и парень из спортзала, и отдел маркетинга - придают слишком большое значение конечному результату. Они надеются привлечь вас, показав, чего вы можете достичь и кем можете стать.

Новое исследование, проведенное специалистами Чикагского университета и Корейской школы бизнеса, доказывает, что в этом подходе есть свои положительные стороны. Если вы сосредоточитесь на целях, это воодушевит вас на то, чтобы начать предпринимать действия по достижению этих целей. Но у всего этого есть еще и малопривлекательная сторона. Сосредоточьтесь на цели, и вы перестанете получать удовольствие от процесса деятельности. Поэтому очень вероятно, что из-за этого вы быстро все забросите и не добьетесь тех целей, к которым стремились.

Эйлет Фишбах и Джинхи Чой начали с того, что набрали в университетском спортзале более сотни студентов, которые собирались начать упражнения. Половине из них было предложено описать свои цели - как сказал один из них, "я занимаюсь, чтобы сбросить вес". Другим участникам предложили подумать и описать то, что они делают. Один из комментариев: "Сначала я делаю упражнения на растяжку, а затем иду на беговую дорожку". Обеим группам студентов сказали продолжать концентрироваться либо на целях, либо на своей деятельности в течение всего занятия.

Описание целей работы усиливало стремление студентов тренироваться. Как правило, они говорили, что планируют провести на беговой дорожке больше времени, чем те студенты, которые были сосредоточены на процессе тренировки. Но вот какое дело: те студенты, которые были сосредоточены на цели, в результате проводили на беговой дорожке меньше времени, чем те, которые сосредотачивались на процессе (34 минуты против 43 минут).

Фишбах и Чой считают, что когда человек сосредоточен на цели, он отвлекается от естественного удовольствия от процесса совершения действия, которое нам необходимо поддерживать, чтобы достичь этой цели. Также они утверждают, что те студенты в спортзале, которые были сосредоточены на цели, позже говорили, что упражнения потребовали от них больше усилий, по сравнению с теми студентами, которые были сосредоточены на самом процессе упражнения.

Когда мы сосредоточены на цели, мы отвлекаемся от естественного удовольствия от процесса совершения действия, которое нам необходимо поддерживать, чтобы достичь этой цели.

Причина описывается в литературе по психологии. Это классическая разница между внутренней и внешней мотивацией. Это результат того, что внешнее поощрение может иметь негативные последствия. Предложите ребенку угощение за каждый красивый рисунок, и если раньше он рисовал что-то просто ради удовольствия рисовать, то теперь он возьмет в руки карандаш только за обещанную конфету. Но есть отличие этой ситуации от описанной выше. Фишбах и Чой уверены, что внутренняя мотивация ставится под угрозу даже без обещанного другим человеком вознаграждения. Сосредоточившись на конечной цели, мы рискуем разрушить свою внутреннюю мотивацию своими же руками.

Исследователи проверили эту идею еще на двух видах деятельности: оригами, которое многие считают по определению доставляющим удовольствие, и чистку зубов зубной нитью. Рассказ о пользе оригами (например, с его помощью улучшается координация движений) вызывал у аудитории большее желание начать им заниматься. Но те, кто записался на занятия из-за этих долгосрочных перспектив и не забывал о них все время занятия, получали от занятия меньше удовольствия, проявляли меньше интереса к будущим занятиям оригами и не стали самостоятельно покупать необходимые инструменты. В противоположность этому, те, кто сосредоточился на процессе создания оригами (например, прочитав, что многие люди занимаются этим для удовольствия) и продолжали поддерживать это настроение и на занятии, получали больше удовольствия во время занятия, демонстрировали большую заинтересованность в продолжении и в покупке своего собственного инструмента.

Когда дело дошло до чистки зубов зубной нитью, те участники, которые сосредоточились на отдаленной цели (например, улучшение состояния зубов и избавление от кариеса), говорили, что они планируют пользоваться нитью намного чаще в течение дня, чем участники из второй группы. Вторая группа сосредоточилась на ощущениях от чистки - например, чувство чистоты, которое приходит, когда вы это делаете. Но когда Фишбах и Чой проинспектировали участников через три дня, то чистили зубы чаще именно те, кто сосредоточился на ощущениях от чистки, а не те, кто сосредоточился на далекоидущих целях.

Поэтому собираетесь ли вы сесть на диету, приступить к работе над романом или начать изучать французский, уроки, извлеченные из этого исследования, абсолютно ясны. Да, визуализация целей поможет вам начать, но когда вы находитесь в процессе воплощения своей мечты, пусть ваши перспективы отойдут немного на второй план. Наслаждайтесь процессом, тогда у вас больше шансов дойти до финиша.

Наслаждайтесь процессом, тогда у вас больше шансов дойти до финиша.

Это может показаться слишком просто, если бы не последнее замечание в отчете Фишбаха и Чой. Они доказали, что нам не надо постоянно следить за четкостью наших целей. Они обратились к девушкам, которые должны были скоро закончить курс йоги, и к девушкам, большинство которых никогда не пыталось заняться йогой. На папке, в которой лежали материалы исследования, была прикреплена обложка одного из двух журналов, посвященных йоге. На одной из обложек была изображена девушка, сидящая в одной из поз йоги, без какого-либо сопроводительного текста. На другой была изображена та же девушка, но там же был и текст о той пользе, которую в перспективе принесет йога (включая улучшение мыслительных способностей). Исследователи не привлекали внимания к обложке, но она все равно произвела впечатление на участниц.

Когда девушки, которые не занимались йогой, видели обложку с обещаниями хороших перспектив, у них появлялось больше желания попробовать позаниматься. Перспективы дают первоначальный толчок и мотивацию, о которых говорилось в более раннем исследовании. С другой стороны, увидев обложку с текстом, студентки на самом занятии получали меньше удовольствия и демонстрировали меньшую заинтересованность в следующих занятиях. Поэтому повторим снова, что сосредоточенность на целях дает первоначальный импульс, но вместе с тем она уменьшает настойчивость. Разница в этом случае состоит в том, что участники были проинформированы о всех перспективах и целях занятий йогой так, что даже не поняли этого.

Это последнее исследование наводит на мысль, что пока наши проекты находятся в стадии реализации, нам следует не только сосредоточиться на своих целях. Нам также следует защититься от вредного воздействия внешних сигналов. Поэтому сорвите со стен плакаты с тощими моделями, не обращайте внимания на длинный список последних Пулитцеровских лауреатов, спрячьте фотографии Прованса. Тогда вы с большей вероятностью похудеете, напишете бестселлер и станете лучше разговаривать по-французски. Bonne chance! Удачи!

А что скажете вы?
Вы сталкивались со снижением мотивации в процессе выполнения задачи, когда вы сосредоточились на конечной цели?

Оригинал статьи: Christian Jarrett (the99percent.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)