История франчайзинга

На многих сайтах, посвященных франшизе, можно прочитать, что отцом-основателем и автором идеи франчайзинга был Альберт Зингер, производитель швейных машин. Однако известно, что эта концепция сформировалась гораздо раньше.

Впервые термин «франчайзинг» появился в древней Франции и обозначал возможность получения исключительного права или привилегии на что-либо. В средние века местные феодалы предоставляли различные привилегии гражданам. Некоторым предоставлялось право организации ярмарок и рынков, другим разрешалось перевозить людей и грузы. Затем местные князья начали предоставлять некоторым гражданам временное право на производство пива или на строительство дорог. Известно, что экспансия церкви происходила в это же время по тем же самым правилам.

Эволюция

В Германии в 1840-х годах производители пива начали выдавать разрешения специально отобранным тавернам на продажу их пенного напитка. Это был начальный вариант бизнес-процесса, который сейчас называется франчайзинг. Затем это перекочевало в США. Например, известно, что в США многочисленные торговцы вразнос торговали на определенных территориях и в определенных для каждого торговца городах. За этими торговцами были закреплены эксклюзивные права на эти территории. Случаи такие известны, но конкретных имен не сохранилось.

В 1851 году появилась компания Зингер. Альберт Зингер организовал дистрибуцию своих швейных машин на обширной территории США, и сейчас его называют первым франчайзером. К его заслугам можно отнести и то, что он составил первый контракт, который явился базисным документом современной версии договора по франшизе. Со временем, предприимчивые и легкие на подъем американцы помогли развитию сетей закусочных и магазинов розничной торговли.

В наше время

После второй мировой войны во всем мире стал активно развиваться так называемый бизнес-формат франшизы. Наибольшая активность в этом виде бизнеса проявилась в США в 1960-х и 1970-х годах. Однако наряду с положительными моментами начали проявляться и негативные тенденции франчайзинга. Достаточно большая часть компаний вместе со своими франчайзи потерпела банкротство, потому что в этих компаниях был плохой менеджмент и не хватало денег на развитие. Кроме этого, начали появляться фирмы, которые и не собирались развиваться, а просто собирали деньги с предпринимателей, обещая им раскрученную торговую марку и опробованные бизнес процессы, а на самом деле не предоставляя им ничего.

Дата публикации: 30.12.2011

Читайте также:

  1. Выгодно развивай свой бизнес в Интернете вместе с 2B2C.
  2. Антикризисное управление предприятием
  3. В помощь начинающему бизнесмену
  4. Особенности домашнего бизнеса для женщин.
  5. Биржа Forex: состояние, перспективы
Бизнес аналитика (3) Бизнес аналитика (2) Бизнес аналитика (5) Бизнес аналитика (4) Бизнес аналитика (6) Бизнес аналитика (1)
Рано или поздно перед каждым успешным бизнесменом возникает вопрос о том, как приумножить уже заработанные деньги. Когда предприятие создается, ответ на такой вопрос очевиден: полученная прибыль должна вкладываться в развитие своего успешного предприятия. Но через некоторое время оказывается, что рынок насыщается, и вкладывать полученную прибыль в тот же бизнес уже не так рентабельно.

Финансовые обзоры (2) Финансовые обзоры (3) Финансовые обзоры (6) Финансовые обзоры (1) Финансовые обзоры (5) Финансовые обзоры (4)
В современном мире все более популярной и распространенной функцией банков и других финансовых учреждений является кредитование. Создаются даже специальные кредитные организации, которые выполняют исключительно эту функцию.

Подписаться на блог