20 июня 2011 |
В прошлом месяце непрекращающаяся череда путешествий, вперемешку с бесконечными разговорами и страшным холодом, наконец, пошатнули моё здоровье. Каждый раз, когда я говорил хотя бы минуту, у меня начинался кашель. Я потерял голос. После нескольких посещений врача я уже знал, что у меня проблемы с голосовыми связками. Меня лечили при помощи какого-то специального курса для восстановления голосовых связок, а также при помощи строгого указания поменьше говорить.
Я был вынужден согласиться на целую неделю молчания, что, по-правде сказать, удалось мне не в полной мере. Но мне, в любом случае, нужно было говорить намного меньше, чем обычно. Я пообещал себе, что в течение недели я буду говорить на 75% меньше.
- Ха-ха, - подшучивали надо мной друзья и коллеги. - Парень, которому всегда есть, что ответить, должен заткнуться и слушать. Но как? Это очень интересно?!
| Я пообещал себе, что в течение недели я буду говорить на 75% меньше. | |
Следуя данному указанию, я не только лечился, а также проводил эксперимент. А что если в девяти случаях из десяти я придержу язык? Что будет, если я заставлю себя больше слушать? А если я больше времени отдам на взвешивание ответа, чем на сам ответ?
Проверенная временем мудрость гласит: кто больше слушает, тот больше знает. Но молчание – это даже больше, чем слушание. Я начал чаще присматриваться к людям. Я начал прислушиваться к своим чувствам, когда дело касалось дел и на работе, и дома.
Вот некоторые из моих выводов, которые кажутся мне особенно важными:
1. Наблюдение намного важнее, чем слушание.
Когда вы пытаетесь понять, что же на самом деле происходит, недостаточно просто кого-то слушать. Язык тела – это то, что выдаёт истинное значение и намерения. Однажды мне пришлось принимать участие в одном мастер-классе (довольно странном), посвященном деятельности на переговорах. Его проводил бывший агент ЦРУ. Половина мастер-класса была отведена невербальным знакам - «жестам опрятности», таким как разглаживание одежды или протирание стёкол очков, в равной мере как и стряхиванию пыли или передвиганию предметов во время разговора. Преподаватель утверждал, что хотя половина информации, которую мы получаем в разговоре – визуальная, часто мы отвлечены от наблюдения тем, что слушаем и стараемся переварить всю выданную нам информацию. Вместо того чтобы всё время обдумывать, как же отреагировать на сказанное, улучите момент, для того, чтобы увидеть.
2. Старайтесь не отвечать, а спрашивать.
В течение моей недельной почти тишины я поймал себя на том, что задаю больше вопросов, чем обычно. Вопросы – короче, чем рассуждения, и после того, как я спрашивал что-либо, я усаживался и слушал (или думал). Как оказалось, вопросы – это мощное средство направления дискуссии в нужное русло. В Гарвардской Школе Бизнеса учителя используют для обучения студентов метод анализа конкретных ситуаций. Перед началом занятия студенты читают конкретный пример определённой ситуации. Затем в начале занятия профессор задаёт вопрос: «А что бы вы сделали?» Студенты начинают отвечать на вопрос, не соглашаться друг с другом, а профессор только время от времени подбрасывает вопросы, чтобы разогреть дискуссию. 95% разговора (и обучения) происходит за счёт работы студентов. При удобном случае проведите такой эксперимент: используйте вопросы намного чаще, чем утверждения.
| Как оказалось, вопросы – это мощное средство направления дискуссии в нужное русло. | |
3. Не поддавайтесь минутному порыву и имейте терпение к другим.
Иногда ожидание ответной реакции и возникшая из-за этого пауза могут сотворить чудо. В 70-х годах прошлого века был выпущен на экраны великолепный фильм под названием Being There (в русском прокате – Будучи там). В этом фильме главный герой, очень простой, безграмотный человек, стал всемирно известным, хотя он не говорил лишних слов. Чудесным образом он получил работу, и со всеми вокруг у него складываются прекрасные отношения благодаря тому, что он просто видит людей и даёт им возможность высказаться. Очень часто, когда кто-то разговаривал с ним, он молчал и улыбался. Человек продолжал рассказывать и часто сам отвечал на поставленный вопрос. А потом главный герой смотрел прямо в глаза собеседнику и искренне благодарил его. Мир падает к ногам тех, у кого есть терпение по отношению к другим людям.
В реальности все мы желаем быстрого воплощения своих идей. Мы стараемся воспользоваться моментом и решить все проблемы одним махом. Но есть случаи, когда лучше повременить. На переговорах или в дебатах лучше немного притормозить, чем ошибиться. Как говорится, ожидание будет вознаграждено. Решение может прийти само собой, если дать ему на это время.
4. Воспринимайте неудачи как возможность научиться чему-либо.
Увы, мой голос окреп, и я теперь в состоянии более или менее нормально разговаривать. Но теперь я стараюсь следовать извлечённым из уже прошедшей ситуации урокам (и учить других). Об этом и моя статья. Нет людей, с которыми бы не случались несчастья. Но не бывает худа без добра. Житейские ситуации предоставляют нам хорошие возможности для уяснения преподнесённых ими уроков. Это можно назвать методом проб и ошибок. Но нельзя учится только на своём опыте, поэтому если вам есть чем поделиться, я вас внимательно слушаю.
Каков ваш опыт?
Пытались ли вы когда-нибудь хранить долгое молчание, больше слушать, а не говорить? И что из этого вышло?
Оригинал статьи вы можете прочесть здесь.
РћСигинал статьи: Scott Belsky (the99percent.com)
|