21 декабря 2011 |
Если вам нравится мысль о том, чтобы быть самому себе начальником (а мне она, конечно, нравится), значит, велика вероятность, что вас уже не раз посещала мысль создать свой собственный продукт – такой продукт, которому вы сами будете задавать направление. Продукт, концепт которого вам не нужно будет согласовывать с кем-либо ещё. Продукт, плоды от продаж которого вы будете вкушать сами, в полной мере наслаждаясь ими, вместо полученной вами почасовой или фиксированной оплаты. Это может быть и веб-сервис, и WordPress плагин, и автономное приложение, но, в любом случае, главный вопрос останется одним и тем же: как ухватить идею, которая принесёт успех?
Большинство из нас подходят к этому вопросу очень просто: столкнувшись с чем-то, что у нас самих с трудом получилось, мы начитаем воспринимать это как что-то, что нужно другим людям и требует от них невероятных усилий. Таким образом, мы думаем: «Чудесно! Я просто создам х для у и сколочу на этом состояние». Но проблема заключается в том, что очень часто у нас нет никаких оснований считать, что у других людей возникают такие же сложности, как у нас, и что люди хотят заплатить за ваше уже готовое решение.
Эта статья описывает системный подход к поиску источников вдохновения для хорошего программного обеспечения и определению степени его востребованности в реальном мире. Нельзя гарантировать полный успех того или иного продукта, но если вы ухватили перспективную идею, этим вы снижаете риск и увеличиваете вероятность успеха своего начинания. (Пожалуйста, обратите внимание, что в этой статье описывается развитие коммерческих идей. Если вы хотите создать бесплатный проект и при этом у вас нет коммерческих целей, в таком случае эта статья будет не очень актуальна для вас).
Поиск хорошей идеи для создания программного обеспечения
Некоторые из нас наталкиваются на хорошую идею, когда заняты созданием совсем другого продукта, и, таким образом, начинают воплощать её. Но что, если вы хотите начать свой собственный коммерческий проект, а у вас нет никаких подходящих идей о том, что именно создавать? Как найти вдохновение для нового программного обеспечения?
Профессиональные веб-сайты
Великолепным источником вдохновения являются профессиональные веб-сайты, такие как платформы вопросов-ответов (Q&A), форумы и социальные сети, такие как Facebook и Twitter – там зависает ваша целевая аудитория. Хотите создать WordPress плагин? Посетите какой-нибудь форум профессиональных блоггеров. Хотите создать полезное программное обеспечение? Посетите профессиональное сообщество, участники которого, как вам кажется, будут вашей целевой аудиторией. Поиск необходимой базы для определённого типа товаров через социальные сети может стать удивительным источником вдохновения.
Выясните где собирается ваша потенциальная аудитория и влейтесь в её ряды. Почитайте о проблемах и трудностях, которые есть у людей с их нынешним программным обеспечением. Соберите по крупицам информацию о том, какое программное обеспечение могло бы облегчить им жизнь (или, если вы имеете дело с играми, что бы развлекло их больше всего). Выясните, на чём сходятся взгляды большинства членов сообщества и попытайтесь воплотить это в конкретный концепт.
Не надейтесь на то, что вам преподнесут идею на блюдечке с голубой каёмочкой. Лучше прочувствуйте, в чём нуждается ваша целевая аудитория и, исходя из этого, создайте концепт. (Немного позже мы рассмотрим то, как вычислить возможности этого концепта).
Вариация удачного продукта
У удачных продуктов есть преимущества доказанного концепта. Конечно, тут играют значение и многие другие факторы, такие как исполнение, возможности рынка и правильно выбранное время, но у удачного продукта, по крайней мере, уже есть заданное направление и базовый контингент пользователей, который помогает вам определиться с правильностью дальнейшей разработки, тем самым увеличивая ваши шансы на успех.
(Иллюстрация: Виктор Герц)
Это не значит, что я призываю вас просто клонировать уже существующую идею. Клонирование идеи могло бы сработать, если бы клонированному продукту не пришлось конкурировать с уже созданным продуктом, в результате чего клон, вероятнее всего, потерпит неудачу (если не будет ещё каких-то факторов). И, честно говоря, клонировать уже существующий продукт – совсем не интересно. Однако, вы могли бы справиться со слабыми сторонами какого-то продукта, превратив их в свои сильные стороны, и создать привлекательную вариацию, которая будет иметь успех за счёт популярности оригинального продукта.
Использование ваших сильных сторон
У каждого из нас есть опыт работы с определёнными инструментами, шаблонами, интерфейсами прикладных программ, а также над определёнными проектами. Воспользуйтесь своим старым опытом и подборкой кодов, для того чтобы на основе всего этого создать что-то новое. Так был создан Binpress, при помощи которого можно узнать что-то новое, а также купить исходные программы.
Обрабатывая знакомый участок при помощи своего прошлого опыта, вместо попыток попробовать что-то абсолютно новое, вы уменьшаете возможность риска. Использование старых кодов может значительно сэкономить ваше время, постольку такое использование уменьшит возможность финального риска. Можно найти советы о том, как извлечь код из старых проектов, сильные стороны которых кажутся особенно значимыми для нового программного обеспечения и этим снизить в нём возможность риска.
Делайте заметки на будущее
Скорее всего, у вас было много таких моментов просветления, когда вам вдруг становилось понятно, чего именно не хватает в программном продукте. Со мной такое часто происходит и тогда я думаю: «Ах, если бы у меня была характеристика х!» или «Получились совсем не те функции, на которые я рассчитывал». Каждая такая мысль – это идея для возможного продукта.
Такие идеи вспыхивают, а затем испаряются из нашей памяти. Если бы мы делали заметки, то какие-то из этих незначительных открытий воплощались бы в значительные дела. Это всего лишь вопрос дисциплины. В следующий раз, когда вам в голову придёт подходящая мысль, запишите её куда-нибудь, где бы вы смогли её позже отыскать. Откинув сделанные заметки на несколько недель или месяцев, вы сможете потом посмотреть на них свежим взглядом и что-то воплотить в жизнь.
Оценка рынка
Теперь у вас есть несколько идей создания нового продукта. Но как узнать какая из этих идей является наиболее выгодной? На то, какой идеей вам следует заниматься, будет влиять несколько параметров. Эта информация будет полезна для вас даже в том случае, если вы хотите, чтобы ваш финальный продукт был поддержан инвестором.
Размер рынка и целевой рынок
Чем больше рынок, тем выше возможные доходы. Потому что вы, вероятнее всего, независимо от размера рынка, вложите одинаковое количество сил и времени на создание продукта. Поэтому направленность на большой рынок более благоразумна. Важным показателем здесь является общий целевой рынок, от которого зависит общая сумма доходов, на которые вы можете рассчитывать.
Существует два обычных способа посчитать это число: нисходящий и восходящий. При нисходящем подходе вы начинаете с общего размера рынка, а затем отфильтровываете свою целевую аудиторию. Например, можно начать c общей суммы дохода от продаж футболок в Интернет-магазинах, а затем умножить её на сегмент рынка, который вы хотите завоевать (скажем, футболки для велосипедистов).
При восходящем подходе вы подсчитываете размер целевого рынка при помощи формулы, которая вычисляет прибыль на основе вашей бизнес-модели. Например, если ваша модель основана на подписках, то умножение суммы, которую вы намерены потратить на количество людей вашей целевой аудитории даст вам представление об итоговом целевом рынке. Это, конечно, упрощенная модель данного процесса. Сложность изменения итогового целевого рынка будет зависеть от конкретного рынка и от имеющейся в наличии информации. Возможно, вы заходите прочитать статью Марка Петерса Дэвиса «Addressable Market: Making the Estimate» и статью Джея Ханеса «Market Sizing: Numerical Narratives».
Действительный и потенциальный спрос
Итоговый целевой рынок является источником дохода, который может принести ваш продукт. Но действительно ли люди будут платить за этот продукт? Для того чтобы ответить на этот вопрос, его нужно тщательно исследовать его и подумать над результатами этого исследования.
Поисковые системы. Вы не можете себе представить количество идей, которые могли бы быть отброшены, если бы люди не стали собирать информацию о них. Продумайте несколько ключевых слов, которые описывают проблему, которую вы хотите решить, и пропустите их через Google (или Bing, или через что вам ещё вздумается).
Если в результате вы увидите, что больше людей ищет решение этой проблемы, чем предлагает её решение, значит, вы можете преуспеть в этом вопросе. Просмотрите несколько предлагаемых ссылок из вашего запроса, так чтобы составить представление о том, что известно по поводу решения этой проблемы.
Если вы найдёте небольшое число упоминаний этой проблемы, значит, либо ваши ключевые слова неверны, либо проблема не такая значительная, как это вам кажется. Это не значит, что из-за этого все ваши планы рухнули, но возьмите это на заметку. Некоторые продукты создают новые рынки или меняют старые, порождая новый спрос. Спрос на такие продукты тяжело оценить при помощи поисковых систем, но если вы решили продолжать работать над своей идеей, вы должны реально смотреть на вещи и иметь хорошую интуицию.
. На стадии поиска подходящих идей мы уже упоминали сообщества на веб-сайтах и, таким образом, вы можете включить в своё исследование уже имеющиеся мнения членов сообщества. Если у вас их нет, то теперь настало время почитать о том, что люди говорят об этой проблеме. Подходящие дискуссии в интернет-сообществах могут стать великолепным источником проверки и улучшения задуманного продукта.
Если у вас есть опыт работы с вашим рынком, то вы, возможно, уже знаете потенциальных заказчиков (в Интернете и в реальной жизни). В этом случае, вы можете получить ценные отзывы о своей идее и способах её улучшения от тех людей, которым вы доверяете.
(Иллюстрация: Виктор Герц)
Возможно, вам не хочется делиться идеей с нужными, но всё-таки чужими людьми, постольку, поскольку вы хотите защитить её. Но я рекомендую как можно быстрее выпустить идею в свет для того, чтобы узнать действительное отношение к ней. Это отношение поможет вам определить следует ли стараться воплощать эту идею и как её можно усовершенствовать. Избегайте отзывов членов своей семьи и своих друзей, потому что, скорее всего, их мнения будут субъективными.
Не расстраивайтесь, если отношение к вашей идее будет отрицательным, но учитывайте и такое отношение. Помните, что вопреки старой поговорке, клиент не всегда прав – иначе бы мы до сих пор ездили на хороших лошадях, а не на машинах.
Ваша личная оценка. Несмотря на эти методы, точно распознать возможный спрос может быть очень сложно, особенно если вы ожидаете, что ваш продукт породит новый спрос. В этом случае вам придётся рассчитывать только на свой собственный опыт работы с рынком и на свою интуицию.
После использования всех этих методов, вы сами ещё верите в то, что вашу идею стоит воплощать в жизнь? Исходя из моего опыта субъекта предпринимательской деятельности, если вы достаточно сильно верите, что что-то будет иметь большой успех, то вы найдёте способ, как сделать это реальностью. Возможно, всё будет не так гладко, как бы вам того хотелось, но если вы верите, вы, в конечном итоге, преодолеете препятствия. Ваша личная вера в возможность задуманного является определяющим фактором для дальнейших действий.
Оцените конкурентов
Вы можете много узнать о рынке, оценив своих возможных конкурентов. Даже если между вами нет прямой конкуренции, вы будете соперничать в привлечении внимания целевой аудитории и в том, куда эта аудитория захочет вложить свои деньги. Если вы вообще не можете найти никаких конкурентов, это обычно является знаком того, что ваша идея коммерчески не оправдывает себя, если конечно она не является действительно революционной (а такое в действительности случается очень редко). Существование конкуренции указывает на состоятельность вашей идеи, и конкуренты могут внести свой вклад в ваше вдохновение. Благодаря конкурентам вы можете получить информацию о том, как надо и как не надо работать.
Изучите веб-сайты своих конкурентов, найдите упоминания о них в традиционных средствах информации (сайтах новостей и блогах) и в социальных сетях. Таким образом вы узнаете что представляет из себя их бизнес, что о них думают люди, их уровень успеха, их основные проблемы, что в их деятельности не нравится потребителям и многое другое.
На вашем рынке уже есть основные игроки? Насколько они серьёзны? Насколько сложно будет с ними конкурировать? Конкуренция строится в одинаковой мере на состоятельности идеи и на умении бросать вызов. И эти два фактора – состоятельность идеи и на умение бросать вызов, в одинаковой мере должны влиять на ваше решение, стоит ли воплощать новую идею в жизнь.
И напоследок – всё зависит от вас
Хотя идея о создании своего собственного проекта может быть немного пугающей, но, в то же время, это очень интересный опыт. Снижение риска при помощи проведения исследования – это важный первый шаг. Как уже было сказано, очень важным фактором является ваша вера в потенциал задуманного продукта.
Твёрдая вера в возможности продукта поможет вам преодолеть сложные времена, будь то творческий кризис или падение сбыта. Она станет вашей защитой от скептиков и недоброжелателей, которые обязательно появятся, как только у вас хоть что-то начнёт получаться.
Для того чтобы создать свой собственный проект, вам нужно верить в свои способности и в свой продукт. И, исходя из этого, всё придёт в действие и станет на свои места. Не бойтесь потерпеть неудачу, старайтесь изо всех сил и учитесь на своих ошибках. Если вы сможете пережить трудные времена, то вслед за ними придёт счастливое время, а оно стоит того, чтобы к нему стремиться. Удачи!
РћСигинал статьи: Eran Galperin (www.smashingmagazine.com)
|