Александр Соболев, парикмахер, предприниматель

Интересно
30 марта 2014

Я работаю парикмахером уже более 8 лет. Первые годы, как и все, я работал в различных салонах, но в один прекрасный момент совпало два фактора, которые толкнули меня на то, чтобы начать работать только на себя.

Первое и, наверное, основное, я прочитал книжку «Тайм драйв». Это книга о том, как организовать себя, как сделать так, чтобы у тебя всегда было время. И один эксперимент из этой книги подтолкнул меня к интересным выводам. Я стал записывать, куда тратится мое время. Записывал в течение месяца всё с точностью до 10 минут и выяснил очень интересную штуку: время, которое я просиживаю на работе, в два раза больше, чем то время, которое я непосредственно работаю. Очень много времени тратилось впустую и мне стало его жалко.

Затем, случилось еще одно ключевое событие, ставшее решающим толчком в избавление от начальников. Я сделал девушке очень сложную работу, за которую она заплатила в общей сложности около 12000 рублей, из которых я получил в качестве зарплаты около трех. Думаю, каждый в такой ситуации внутренне возмутился бы! Почему это я, делая всю работу, получаю лишь малую толику той суммы, которую отдаёт клиент. Совокупность двух этих факторов - времени и денег, толкнуло меня перейти на новый уровень. Уровень, когда ты отвечаешь не только за качество своей работы, но и за многое другое.

Через три месяца, работая 6-8 дней в месяц, я вышел на ту зарплату, которую я получал в салоне за 15 дней работы. Через год я уже получал несколько больше, работая 8-10 дней в месяц.

Организация работы

Первоначальные вложения у меня составили примерно 8000 рублей, я купил палитру, и оксиды для окрашивания, в общем-то, все. Разумеется, весь парикмахерский инструмент у меня уже был. А вот сразу же обзавестись собственным складом краски было не под силу. Сумма, которая должна «лежать» на складе около 100 тысяч рублей, я решил наращивать «склад» постепенно. Если клиент хотел сделать окрашивание, то он приходил ко мне на консультацию, затем я заказывал краску, и когда краска приходила, вызванивал клиента, и выполнял окрашивание. Получая с клиента деньги за окрашивание, часть суммы сразу же уходила на закупку потраченного цвета. Рекламой были бесплатные объявления ВКонтакте (они еще были бесплатными), на littleone и еще на паре форумов. Люди стали приходить, приводить знакомых, друзей, постепенно увеличивалась клиентская база, увеличивался склад, и через некоторое время «предварительные консультации» нужны были только для ярких, необычных цветов, а затем надобность в них и вовсе отпала.

С самого начала я стал арендовать кресло в салоне, так как к форме работы на дому, отношусь негативно, это неудобно, некрасиво и не презентабельно. Я договорился на условия, когда я мог работать нужное мне количество дней в месяц, и при этом, за каждый рабочий день я платил 1000 рублей. Не важно, был у меня 1 человек в день или 10.

Сложность такой работы в том, приходится самому вести склад, заниматься рекламой, записью клиентов, следить, чтобы были в наличии полотенца, воротнички, краска, оплачена аренда, приходится осваивать много вещей и делать все и сразу. Зато это дает ценный опыт в администрировании салона.

Куда ведут дороги

Парикмахер это профессия где нельзя достичь потолка, тенденции постоянно меняются, появляются новые техники, и можно расти в профессии вечно. Но можно и вырасти в какую-то другую сферу деятельности.

Есть три основных подхода. Если мастер хочет известности, то он становится конкурсным мастером – участвует в конкурсах, побеждает. Это как профессиональный спортсмен. Для него работа в салоне - придаток к основной деятельности - тренировкам. В основном, такие мастера работают при салонах, которые спонсируют их участие в конкурсах.

Второй вариант, когда мастер хочет собственный салон. Тогда он растет в плане управления салоном, изучает нюансы, набирает команду, становится топ-мастером своего салона и, по совместительству, директором.

И третье направление, когда мастер вырастает в тренера. Тенировать будущих чемпионов. ожно обучать новичков базовым техникам стрижки и/или колористике, или заниматься повышением квалификации профессионалов, или стать технологом – тем, кто обучает виртуозным техникам окраски и знает всё о конкретной марке косметики.

Мой путь в парикмахерское искусство

В парикмахеры я пришел случайно. После окончания школы отец сказал мне, что неплохо было бы получить ремесло в руки, чтобы была профессия на случай какого-нибудь кризиса или безработицы, а потом, говорит, делай что хочешь. Он посоветовал мне три профессии: электрик, водитель погрузчика и автослесарь, сказав, что автослесарь самое перспективное: «и себе машину всегда починишь, и людям, и деньги неплохие».

На слесаря, я, отучился две недели, но, поняв, что руки по локти в мазуте совсем не мое, перевелся туда, куда мне подсказывала моя подростковая логика - где училось больше всего девчонок. Как ни странно этой специальностью оказалось «Парикмахерское искусство».

В середине третьего курса я начал работать в маленькой салоне. Случайные заходившие клиенты становились праздником. Там, состоялась моя самая «трешовая» стрижка!!! Однажды, зашел самый настоящий бомж! И спросил, сколько стоит подстричься налысо. Стоило это аж целых 50 рублей. Он сел в кресло, и пока директор открывала окна и дверь, чтобы было легче дышать, я в четыре вдоха подстриг его машинкой. После чего бомж напомнил, что у нас есть скидки для пенсионеров 50%, и честно заплатил 25 рублей. Я тогда получил 12,5 рублей.

В поисках работы

Набравшись смелости, я пошел в самый хороший салон в городе, там мою кандидатуру даже не стали рассматривать, я пошел во второй лучший салон, там узнали мой опыт работы и отказали. К третьему салону я подготовился: привёл с собой модель и сделал ей укладку на глазах у директора, с меня взяли слово, что я буду учиться и дали работу.

Достаточно быстро я дорос до одного из сильных мастеров салона. А через некоторое время уехал в Петербург, потому что в родном городе возможности для роста весьма ограничены.

В Петербурге история повторилась. Спустя некоторое время, начал работать в известном салоне «Страшная сила», но не прошел испытательный срок. Там, со мной случалась весьма неприятная история, которая стала отличным уроком. К сожалению, учиться можно лишь на своих ошибках. В салон пришла африканка, которую требовалось осветлить. Волосы у нее были частично «убиты» до состояния «ваты», а мне нужно было вывести однородный светлый цвет. На нее ушло очень много материала, и времени, представляете себе африканские волосы, жесткие, скрученные в пружину, и очень густые. И тут я вынес для себя самый главный урок - никогда не слушать клиента, как работать с его волосами, даже если клиент на 100% уверен, что для него лучше. Слушать только то, что клиент хочет получить. А еще лучше, слушать чего он не хочет - это даёт простор для творчества. Через несколько дней, волосы у девушки стали безнадежно ломаться. На этом, моя работа в этом салоне была завершена.

После, я посетил серьёзный курс повышения квалификации. Затем были еще салоны, повышения, учёба у коллег, получение звания технолога компании Goldwell, и только потом уход в работу «на себя» с головой.

Когда хочется все бросить

Первые годы хотелось бросить это «гиблое дело» не реже раза в месяц. Очень переживал за свои работы, очень критично к ним относился, но чем дальше, тем легче работать, набираешься опыта, делаешь меньше косяков, лучше понимаешь, что хочет клиент. Часто клиент изъясняется весьма туманно, но с опытом, учишься читать мысли, понимать, чего хочет тот или иной человек.

Однажды, один мастер сказал мне фразу, которая помогла мне преодолевать неудачи в середине карьеры, звучит она так: если ты где-то «накосячил», то претензии не к тебе, как к человеку, а к Александру, как к профессионалу. Это помогало абстрагироваться от ситуации. Бывают и проблемные клиенты, которые приходят в салон, чтобы поскандалить, может быть хобби у них такое. И таких тоже с опытом начинает видеть, и порой, проще отказаться работать с таким человеком, чем портить себе нервы.

Есть чудесная фраза: «профессионал это тот, кто совершил в очень узкой области все возможные ошибки». Главное, не бояться совершать ошибки – они приводят к развитию.

РћСигинал статьи: Александр Соболев, парикмахер, предприниматель (hairalex.ru)
Похожие статьи
Комментарии (0)