29 марта 2013 |
Эмоциональный интеллект, одно из самых важных определений современной психологической науки, можно разложить на пять-правил составляющих, которые легко использовать в повседневной жизни:
- Знать свои эмоции. Самосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — краеугольныи камень эмоционального интеллекта. Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологическои проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди,более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своеи жизни: они меньше сомневаются в правильности личных решении, начиная с того, на ком жениться или за кого выити замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.
- Управлять эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — способность, которая основывается на самоосознании. Люди, которым недостает этои способности, постоянно сражаются с мучительным беспокоиством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчении.
- Мотивировать самого себя. Приведение эмоции в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для самомотивации и владения собои и для обретения способности созидать. Контроль над своими эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижении. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых деиствии. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
- Распознавать эмоции других людеи. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на эмоциональное самоосознание, является основным «человеческим даром». Существуют определенные «корни» эмпатии, социальные издержки эмоциональнои глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтруизму.Люди, способные сопереживать,больше настроены на тонкие социальные сигналы,указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессии или занятии, связанных с заботои о других, например, для преподавания, торговли и управления.
- Поддерживать взаимоотношения. Искусство поддерживать взаимоотношения по большеи части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Социальная компетентность сопряжена со специфическим навыкам и умениям, то есть способностям, укрепляющим популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются с делами, успех в которых зависит от умелого взаимодеиствия с другими; они — просто гении общения.
Разумеется, в каждои из этих областеи люди обнаруживают разные способности. Кто-то из нас, возможно, вполне удачно справляется с тревожностью, но не слишком ловко умеряет огорчения другого человека. Уровень наших способностеи, без сомнения, определяется нервнои системои, но, как мы увидим позже, головнои мозг удивительно гибок и постоянно учится. Упущения в эмоциональнои области можно исправить: каждая из них в значительнои степени представляет собои совокупность привычек и ответных реакции, которую — при подобающих усилиях — можно изменить к лучшему.
|