Социальные неудачи изменяют мозг молодых людей. Доводы в пользу сострадания и уважения.

Интересно
26 ноября 2011

После нескольких случаев, получивших широкую огласку, когда подколки и насмешки подростков провоцировали суицидальное или агрессивное поведение, нам необходимо спросить себя, как социальное неприятие, словесное оскорбление и насмешки сверстников влияют на развивающийся мозг. На прошлой неделе я писала о том, какие последствия для подростков могут иметь оскорбления или словесные угрозы. Сегодня, после нового опыта на мышах, напрашивается вопрос: "Изменяет ли человеческий мозг под влиянием негативного социального опыта?"

В июньском выпуске "Психологии и Поведения" ("Physiology and Behavior") исследователи университета Рокфеллера (Rockefeller University) рассказали об использовании мышей для моделирования психологического воздействия "социальной неудачи" на молодежь. Йоав Литвин (Yoav Litvin) и его коллеги из лаборатории нейробиологии и поведения человека Дональда Пфаффа разыграли сценарий драки на школьном дворе. Они подсадили молодую мышку в клетку к нескольким старшим и более крупным мышам. Мыши - животные, которые делят территорию между собой. Они не нежничают с новичками, поэтому демонстрация "кто здесь начальник" обязательно произойдет. Сражение не обязательно будет долгим или даже ожесточенным, но новичок неизбежно оказывается на начальных ступенях общественной иерархии.

В эксперименте Литвина мыши, потерпевшие "социальное поражение", на некоторое время изолируются и им дается время для того, чтобы передохнуть перед повторным включением в иную социальную среду. На этот раз это будет среда, не несущая угрозы - все мыши одного размера и возраста, они не пытаются бороться за доминирующее положение. Какова реакция мыши, первоначально потерпевшей поражение? Во-первых, они хуже адаптируются к жизни в коллективе равных по сравнению с мышами, не получившими подобного опыта. Они сохраняют дистанцию и менее подвижны. Они также демонстрируют такое же поведение по "оценке рисков", как и напуганные люди. Они могут беспокоиться, уходить в сторону, приближаться настороженно и с опаской и быстро отбегать назад.

После того, как исследователи дали животным определенные успокаивающие препараты, которые применяются для людей (препараты, которые блокируют рецепторы вазопрессина), беспокойство в поведении мышей, потерпевших социальное поражение, снизилось. Вазопрессин - это один из гормонов. Известно, что его уровень повышается у грызунов, находящихся в состоянии сильного беспокойства. У людей он ассоциируется с агрессией, стрессом и тревожными расстройствами.

Когда исследователи изучили мозг "социально непринятых" животных, они обнаружили больше рецепторов вазопрессина, чем у нормальных мышей - особенно, в среднем отделе переднего мозга, который соотносится с эмоциональным и социальным поведением. Рецепторы действуют как стыкующие участки с молекулами гормонов. Чем больше рецепторов находится в мозге, тем больше места остается для гормонов на нервных клетках, чтобы влиять на их работу. Большее количество рецепторов "социально непринятых" мышей обеспечивает большую чувствительность к вазопрессину. Поэтому они сильнее реагируют на этот гормон, чем другие мыши. Во время проведения этого исследования было выяснено, что эффект наиболее силен в мозжечковой миндалине, той области мозга, которую некоторые нейробиологи считают источником возникновения эмоций.

"Изменения составляющих этих систем имеют отношение к различным расстройствам, таким как социальные фобии, депрессия, шизофрения и аутизм", - утверждают исследователи. Они надеются, что их исследование поможет найти методы для лучшего контроля и лечения тревожных расстройств.

Кроме этого, я считаю, что такого рода исследования дают понять родителям, учителям, школьной администрации и любому сообществу, что необходимо остановить это "социальное противостояние" среди детей и подростков до того, как оно начнется. Для того, чтобы действовать таким образом, необходимо учиться. Нам необходимо сформировать это умение! Нам необходимо немедленно его освоить! Дети могут научиться относиться к другим с уважением и, в результате этого, научиться уважать самих себя. Если мы научим нашу молодежь состраданию по отношению к другим, мы улучшим человеческий мозг и создадим лучших людей.

Оригинал статьи: Faith Brynie (www.psychologytoday.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)