08 ноября 2011 |
Зубрежка - не самый эффективный способ обучения. Для того, чтобы запомнить одну-единственную формулу, необходимо вдолбить информацию в голову, повторив ее десяток раз. Если бы жесткий диск вашего компьютера работал так же хорошо, вы бы давно его выкинули.
К сожалению, вам придется пользоваться исключительно возможностями своего мозга. Но есть и хорошая новость - вам совсем не обязательно учиться при помощи заучивания наизусть. Большую часть информации можно устроить у вас в голове при помощи совершенно иной системы - если научиться связывать понятия между собой.
Несколько лет назад я заметил, что часто кажется, что сообразительные ребята учились как-то иначе, чем все остальные. Пока большинство повторяет одну и ту же информацию десятки раз, сообразительному человеку достаточно повторить ее один-два раза. В то время как большинство будет стараться решить проблемы так, как их этому учили, сообразительный человек будет использовать свои знания в зависимости от ситуации.
Хотя, несомненно, и существуют некие генетически обусловленные преимущества, которые кому-то позволяют обучаться без усилий, я все-таки думаю, что часть этой разницы в успехе зависит от стратегии. В то время как большинство старается заучить наизусть, сообразительные люди начинают с создания различных связей между понятиями. Эти связи позволяют проще запоминать идеи, поэтому отпадает необходимость заучивать многое наизусть. В дополнение к этому идеи воспринимаются проще благодаря новым связям, поэтому обучение само по себе идет быстрее.
Ваш мозг - ящик с картотекой или сплетение идей?
Компьютер хранит информацию в виде электронных последовательностей нулей и единиц. Ваш мозг так не может. Ваш мозг создает миллиарды нейронов, связанных между собой. Многие пытаются учиться так, словно их мозг представляет собой компьютер: запоминают информацию последовательно.
Поскольку ваш мозг - это не последовательность битов и байтов, этот подход не имеет особого смысла. Гораздо более разумно учиться именно так, как приспособлен ваш мозг, а именно переплетая понятия друг с другом, а не зазубривая их.
Другие формы обучения
В этой статье я хотел бы выступить в поддержку манеры обучения более творческой и непринужденной, чем та, с которой вы, скорее всего, столкнулись в школе. Вместо того, чтобы постоянно повторять одно и то же с минимальной пользой, уделите время тому, чтобы научиться создавать взаимосвязи с той информацией, которую вы учите. Это не только более естественный способ, но это еще и не так нудно в большинстве случаев, как зазубривание.
Существует множество способов, чтобы подойти к учебе творчески:
1. Обучение при помощи аналогий
Связывайте идеи при помощи соотнесения их с чем-то, что вы уже знаете. Соотносите комплексные физические уравнения с их воплощением в реальной жизни. К примеру, представьте производное число в виде спидометра машины.
То же самое можно делать и с нетехническими предметами. Когда я читал книгу Никколо Макиавелли "Государь", я соотносил идеи Макиавелли с современной мне социальной жизнью. Гораздо проще запомнить абстрактный пример, если соотнести его с чем-то привычным. Вы создаете мост между тем, что вы интуитивно понимаете и тем, что вы пытаетесь усвоить.
2. Обучение при помощи схем
Создавайте схемы, на которых будут видны соотношения между понятиями. Это поможет вам своими руками создать эти связи. Важно, чтобы вы исследовали как можно больше способов связывать понятия, а не повторяли одну и ту же схему несколько раз. Если вы создадите разнообразные связи, то в случае, если вы забудете одну, вы вспомните это понятие при помощи другой.
Создавайте схемы понятий, основываясь на времени и месте, авторе и других совпадениях. Если вы изучаете общеобразовательные предметы, такие, как физика или химия, почему бы не сделать схемы взаимосвязей их понятийного аппарата. Многие уравнения дополняют друг друга или являются производными друг от друга, поэтому вы можете легко выучить более сложные формулы, привязывая их к более простым.
3. Обучение при помощи принципа "Похоже, но..."
Еще один способ соединять понятия - соотносить одну часть данных с другой, отмечая их различия. "Это похоже на вот это, но вместо этого здесь вот это". Если использовать этот метод понимания, вы сможете соединять вместе понятия, даже если вы не сможете провести хорошую аналогию или создать схему.
Примеры:
- Конфуций родился примерно в то же время, что и Сократ, но жил в древнем Китае.
- Амортизационные отчисления похожи на выплаты по кредитам, но без процентов.
- Ускорение похоже на силу тяжести, только в другом направлении.
Не надо искать идеальные закономерности. Построение идеально точной карты окрестностей не является вашей задачей, вам необходим просто набросок. Творческий подход к закономерностям, даже если они точны лишь на 80-90%, помогает запомнить лучше, чем сухие закономерности со стопроцентной точностью. Если вы понимаете предмет, который учите, абсолютная точность метафоры не является слишком важной.
4. Обучение при помощи воплощения в образы
Еще один из способов сделать понятие более конкретным - просто воплотить его в зрительный образ. Когда я учился компьютерному программированию, я часто пытался увязать абстрактные концепты переменных, программных функций или полиморфизма с более живыми зрительными образами. Если представить переменную в виде банки, а программную функцию превратить в суперточилку для карандашей, вы гораздо быстрее запомните закономерности.
Если вы не визуал, вы можете применить эту стратегию и к другим своим чувствам восприятия. Возможно, вам будет лучше мысленно добавить звук или ощущения понятиям, которые вы старается запомнить.
5. Вы можете объяснить это пятилетнему ребенку?
Еще один способ связывания понятий - привязать некое очень сложное понятие к тому, что вам хорошо известно. Если бы вам пришлось объяснять тот предмет, который вы изучаете пятилетнему ребенку, что бы вы сделали?
Это упражнение помогает упрощать. Вместо абстракций вы имеете дело с конкретикой. Я не предлагаю вам учить первоклассников курсу химии средней школы. А если вы приобретете привычку упрощать понятия для себя, вам станет легче их понять. Учить кого-то - иногда это может быть самым лучшим способом что-то выучить самому.
Однажды мне пришлось услышать историю о выдающемся преподавателе университета, который писал научную статью. Вместо того, чтобы использовать стандартную академическую речь, он решил максимально упростить выводы и термины. Сделав это, он рассчитывал, что статья станет доступной журналистам, у которых нет специального образования.
Он был крайне удивлен, когда его статья стала одной из наиболее цитируемых статей по этой проблематике среди других ученых. Оказывается, максимальное упрощение подходов помогло не только журналистам, но и другим исследователям с докторскими степенями. Вывод: мы нередко недооцениваем необходимость упрощения.
Пока вы жонглируете идеями только на уровне абстракции, вы создаете меньше взаимосвязей. Это похоже на попытку зацепить корзину, подвешенную на крыше, при помощи двух коротких прутиков. Создавайте связи и спустите корзину вниз - захватывайте ее и создавайте более осязаемые взаимосвязи.
6. Детское творчество в соответствии с университетскими курсами
Я предлагаю вам вернуться к тому яркому воображению, которое было у вас в пятилетнем возрасте. Тогда никто вам не говорил, что неправильно создавать фантастические и невероятные комбинации понятий, которые создавались вами так естественно. Однако существующая система способствует тому, чтобы вы начали приспосабливаться, и вас начинает больше интересовать правильный ответ, а не самый интересный.
Не отказывайтесь от критического мышления, просто усильте его, разрешив себе получше исследовать понятие, прежде чем определить, на что оно похоже. В конце концов, что бы получилось, если бы поставили знак минуса в середине физического уравнения? Если бы вам пришлось объяснять формулу терминами реального мира, как бы вы это сделали?
Это не просто упражнения по бесполезной трате времени, это - ключи к лучшему пониманию. Самые сообразительные люди, с которыми я сталкивался, часто умели легко создавать творческие описания того, что им необходимо выучить. Если вы не хотите повторять одно и то же понятие 5-10 раз, прежде чем выучить его, творческий подход скорее сбережет ваше время, чем зря потратит его.
7. Обучение с группой
Зубрежка - это, в основном, занятие для одиночки. А соединение понятий не обязательно должно быть таким. Если собрать вместе несколько человек и работаете над объяснением предмета друг другу, то при создании связей на одну тему вы оцените преимущество нескольких участников. Применение мозгового штурма поможет выучиться быстрее.
Во время мозгового штурма точность не так важна, как количество. Вам не надо стараться запомнить все взаимосвязи, которые вы создали, поэтому не надо следить за их совершенством. Вы просто пытаетесь лучше понять и запомнить сам предмет, поэтому упражнения с группой, когда вы делитесь идеями, отлично подойдут для этой цели.
Правило 70% для самообразования
Когда я стараюсь выучить что-то самостоятельно, я прилагаю усилия, чтобы придерживаться правила 70%. Это означает, что я пытаюсь добиться 70% понимания и запоминания ряда понятий, прежде чем двигаться дальше. Даже если я теряю 30% информации, я быстрее справился с основной частью. Кроме того, я всегда могу вернуться и заново ознакомиться с тем, что я пропустил при первом подходе.
Причина эффективности этого подхода в том, что для того, чтобы выучить оставшиеся 20% информации, необходимо больше усилий, чем для начальных 80%. Продвигаясь вперед вы концентрируете усилия на том, что действительно важно, а не на несущественных деталях предмета.
Этот подход не используется в школах, потому что 70% в основном означают оценку не выше четверки. В некоторых случаях это будет тройка. Поэтому неукоснительное следование табелю не лучшим образом отразится на оценках успеваемости.
Но вы можете немного изменить это правило во время создания связей между понятиями. Разберитесь с понятием на 70%, а затем займитесь теми понятиями, которые его окружают. Примеры:
- Разберитесь с 70% формулы и перейдите к ее доказательству.
- Выучите философские доказательства на 70% и затем перейдите к опровержениям.
- Почитайте теорию управления так, чтобы понять 70%, а затем посмотрите приложения.
- Запомните 70% новых слов языка, который вы изучаете, а затем потренируйтесь использовать их в диалоге.
Если вы начнете использовать этот подход в обучении, вы сможете начать строить эти связи раньше. Вместо того, чтобы ждать, пока вы вызубрите что-то перед тем, как начать создавать взаимосвязи понятий, вы можете начать это делать немедленно. Это уменьшает неудобства зубрежки и помогает учиться быстрее.
Когда необходимо заучивать наизусть?
Как и любое другое правило, связывание идей не в каждом случае работает идеально. Когда вам необходимо запомнить бессистемную информацию, зубрежка может стать лучшим способом действий. Человеческий мозг стремится к осмысленности, а обучение при помощи создания связей строится не на этом. Поэтому когда вам необходимо охватить серьезный объем информации, логически между собой несвязанной, у вас могут возникнуть трудности с созданием взаимосвязей.
Но я не буду много об этом говорить, ведь 95% информации не является бессмысленной, иначе вы бы не уставали ее учить. Если вы потратите немного времени, чтобы найти свой способ учебы, то велика вероятность того, что информация останется у вас в голове.
* У вас есть собственные приемы, которые помогают вам запоминать информацию?Поделитесь своими соображениями и идеями в комментариях. Увидимся!
РћСигинал статьи: Scott Young (thinksimplenow.com)
|