Карма как возможность построения социального взаимодействия на веб-сайте

Интересно
24 февраля 2011
 
Принципы кармы понятны всем и по всему миру. Нам всем хочется верить, что наши добрые поступки так или иначе к нам вернутся. По своей сути карма подталкивает нас помогать другим. 
 
С самого раннего детства нам объяснялась необходимость хорошего поведения. Детей, которые плохо себя вели, сурово наказывали. Например, ограничивали время игры или не пускали гулять. А те, кто вел себя хорошо, получали награду, пусть это и была просто бумажная наклейка.
 
 
Если рассматривать это с точки зрения стимулирования потребительского интереса, то программы лояльности предусмотрены на автозаправках, авиакомпаниях, продуктовых магазинах и многих других местах. По дисконтным карточкам, набрав определенное количество баллов, постоянные покупатели получают специальные скидки и привилегии.
 
 

Эффективность системы кармы на социальных сайтах 

Карма замечательно работает в социальных системах. Чаще всего мы видим принципы кармы в действии на сайтах типа Reddit, Hacker News (HN), Stack Overflow и Foursquare.
 
Каждый из этих сайтов (так же, как и многие другие со сходными характеристиками) предлагают свой алгоритм определения кармы пользователя. Общая идея проста и логична: хорошие поступки (например, выкладывание нужных ссылок или сигнал о спамерских ссылках) поднимают вашу карму, а плохие поступки (такие как выкладывание запрещенных ссылок или троллинг) карму опускают. 
 
В социальных сетях карма выполняет функцию саморегуляции сообщества, помогая ему увеличиваться. Например, Reddit — один из крупнейших в мире сайтов, который имеет почти полбиллиона просмотров страниц в месяц — обслуживают всего лишь 6 человек. Но несомненно, что Reddit смог раскрутиться благодаря помощи миллионов людей, которые используют этот сайт, и системе кармы.
 
 

Модель построения системы кармы

Карма часто соотносится с репутацией. Пользователи накапливают баллы кармы/репутации пользуясь сайтом и общаясь с другими пользователями. Эти баллы могут добавлять престиж внутри самого сообщества, и в то же время давать доступ к некоторым функциям сайта. 
 
 
Страница пользователей  Stack Overflow показывает топовых пользователей с самой высокой репутацией. 
 
Баллы начисляются за выполнений различных действий на сайте. Например, можно предоставить хороший контент, оставить комментарий или выполнить какое-либо действие, рекомендованное сайтом (к примеру, заполнить пользовательский профиль). 
 
Баллы кармы могут добавляться другими пользователями (это нередко называют "голосованием") и самим сайтом. 
 
 
На Reddit баллы кармы/репутации зарабатываются добавлением нужных ссылок и написанием нужных комментариев.
 
Foursquare и Gowalla служат хорошими примерами систем, которые поощряют пользователей за использование их сервисов и распространение информации среди друзей. Значки, которые открывают пользователи для проверки на новом месте, представляют собой награды, которыми можно делиться онлайн с друзьями. 
 
 
Значки Foursquare показаны в профиле пользователя.
 
Некоторые системы дают доступ к функциям сайта, только когда пользователь наберет определенное количество баллов кармы. Обычно эти функции дают возможность доступа к управлению сообществом (например, модерация контента или право отмечать спам) тем пользователям, которые доказали свою преданность и хорошо знакомы с правилами сайта. Это подтверждается большим количеством баллов в их карме. Например, на Hacker News, вы можете отмечать выложенные материалы и настраивать пользовательский интерфейс (свой собственный), когда количество ваших баллов достигло определенного числа. 
 
 
Пользователи Hacker News могут поменять цвет меню вверху сайта, получив примерно 250 баллов кармы.
 

Зачем существует карма?

Так в чем же смысл кармы на сайте? Действительно ли сайтам необходимо вводить категории для пользователей для того, чтобы стать (оставаться) успешными?
 
Основная изюминка кармы в том, что она побуждает пользователей заходить снова. Для любого сайта важно использовать все возможности для того, чтобы удержать пользователя. Хотя привлекать новых пользователей на сайт очень важно, но старые пользователи должны иметь преимущества. Поощрение действий своих пользователей (и ведение счета специально для них) - мощный инструмент обеспечить верность. Если ваши пользователи потратят время на создание репутации на вашем сайте, то вряд ли они перебегут куда-то еще. 
 

Выгода, которую получает пользователь от системы кармы

Нам теперь понятно, почему социальные сайты могут стремиться внедрить систему накопления баллов репутации. Возможное усиление лояльности посетителей выглядит очень привлекательно для владельцев сайта и разработчиков, и их возможная выгода не ограничена. 
 
А в чем выгода пользователей сайта?
 

Отбор иформации

Хорошо функционирующий сайт, который классифицирует пользователей и контент, основываясь на доверии к тем, кто запостил и содействовал распространению информации, - большая помощь для посетителей сайта. Интернет перегружен информацией, и в ней легко потеряться. Отличный способ для того, чтобы отсеять ненужное, - пользоваться сайтами типа Digg и Reddit, чей характерный контент пользуется успехом у публики (не всегда воспитанной), которая привыкла все тщательно проверять. 
 
Человек склонен доверять другому человеку — эта концепция рассматривается как аксиома для социума. Представьте, что у нас есть инструмент, который позволяет сортировать контент на основании отзывов тысяч людей. Это экономит наше время. Вместо того чтобы перерывать тонны барахла, мы имеем возможность доступа к контенту, одобренному сообществом. 
 

Возможности топовых пользователей

На личностном уровне мы относимся с большим доверием к информации, которой делится пользователь, кажущийся нам опытным и авторитетными. Таким образом, одна из выгод накопленных баллов репутации - влияние, которое приходит с ними. 
 
У пользователя, выполняющего функции по наполнению и контролю социального сайта, имеются также выгоды, не очевидные на первый взгляд. Это - серьезная возможность создать репутацию в онлайн сообществе с тысячами (и даже миллионами пользователей). Результаты этого могут принести значительную личную выгоду. Например, для тех, кто хочет продвинуть свою работу, высокая карма увеличивает собственные возможности. Возрастают возможности сделать карьеру в каком-то ином месте для тех, кто доказал свои таланты на социальных сайтах. Так произошло с разработчиком компьютерных программ, который был приглашен на собеседование для Google, поскольку был топовым участником на  Stack Overflow.
 

Недостатки системы кармы

В системах, стимулирующих дух соперничества, есть и несколько проблемных мест. 
 

Обман системы

Именно из-за того, что возрастающее количество баллов репутации помогает пользователям продвигать свои собственные интересы, возникает основная проблема. Всегда найдутся пользователи, которые постараются воспользоваться системой во имя собственного блага. То есть, обманывать систему
 
Например, на  Digg некоторые группы начинают использовать систему для своей пользы, из-за объема трафика, который может получить сайт, когда их контент станет популярным. 
 
Теоретически, в систему, основанную на классификации пользователей по баллам репутации, должна быть заложена способность к саморегуляции. Но на практике, основанные на карме системы в этом вопросе обычно терпят неудачу. Ведь пользователей, обманывающих систему, обычно подталкивают более сильные стимулы (например, финансовые), чем честных пользователей.
 
Несмотря на совершенство системных алгоритмов по определению спама и на количество модераторов на сайте, все равно найдутся пользователи, которые будут настойчиво искать возможности использования системы в своих личных и финансовых целях. Как только сайт или интернет сервис становится успешным, сразу начинаются состязания по его использованию и злоупотребления с целью перегнать других пользователей. Обычный результат - некачественный контент от пользователей, которые хотят получить больше просмотров своих страниц. 
 
Самое смешное, что система кармы провоцирует ситуацию, диаметрально противоположную ее основным целям. Вместо поощрения хорошего поведения и готовности помочь у пользователей, она подталкивает некоторых из них к поиску недобросовестных способов вырваться вперед других.
 

Привлечение новых пользователей

Еще один недостаток системы кармы проявляется тогда, когда сообщество разрастается, становится старше и больше. И новичкам становится все сложнее пробиться среди старой гвардии. Начинают формироваться социальные классы (например, топовые пользователи против "нубов"). В результате мы видим аналог социоэкономической модели "богатые становятся богаче". Преодолеть это неравенство положений становится все труднее, потому что "старички", топовые пользователи, также продолжают набирать баллы в сообществе. Это очень напоминает сложности со смещением политической элиты
 

Внедрение систем кармы на сайтах: примеры и инструменты 

Таким образом, единственное, что верно для систем кармы, это то, что они лучше всего работают на больших сайтах. Сайтах, которые претендуют на то, что пользователи выкладывают большие объемы информации и массово взаимодействуют между собой. Приведенные выше примеры относятся к сайтам, в которых система репутации пользователей была предусмотрена изначально. 
 
И тогда напрашивается вопрос: может ли карма сработать на обычных сайтах, типа сайта-портфолио или блога?
 
Например, блоги страдают от спама в комментариях намного сильнее больших социальных сайтов. В настоящее время самый распространенный способ чистки спама в комментариях - специальные программы, которые автоматически блокируют спам, и/или ручная модерация администрации сайта. Но разве не было бы замечательно, если бы сами посетители помогли любимому сайту при помощи хороших комментариев, сигналов о спаме и оценки контента?
 
Давайте рассмотрим некоторые инструменты внедрения системы кармы на ваш сайт. 
 

Плагины и расширения

Если вдруг вы используете систему управления контентом типа WordPress или Drupal, там должны быть доступные вам расширения, которые позволят внедрить некоторые варианты кармы. 
 
Вот краткий список расширений для WordPress и Drupal:
 
  • BuddyPress: добавляет вашему WordPress возможности социальных сайтов
  • Disqus Comment System: заменяет базовую систему комментариев WordPress более функциональной системой, при которой пользователи могут отмечать спам и голосовать за комментарии 
  • GD Star Rating: позволяет пользователям оценивать и комментировать контент на сайтах, подключенных к системе WordPress
  • Comment Rating: плагин WordPress, который позволяет пользователю оценивать комментарии по принципу "нравится" или "не нравится"  
  • Comment Rating Widget: расширяет плагин Comment Rating некоторыми дополнительными характеристиками 
  • Voting API: Мощный модуль Drupal для создания функциональной системы голосования на сайте
  • Fivestar: конфигурируемый модуль Drupal для оценочных виджетов 
  • Flag: добавляет хорошо настраиваемые функции сигнала модератору на сайтах, подключенных к системе Drupal (прочитайте об этом больше в нашем списке 20 топовых модулей Drupal)
 

Сторонние интерфейсы прикладных программ в социальных сетях 

В социальных сетях типа Facebook и Twitter используются ИПП, которые создатели сайтов могут применять для получения информации об онлайн контенте. Использование ИПП социальных сетей позволит пользователям сайта оценивать, делиться и голосовать за контент при помощи ретвиттинга или одобрения. Контент, который перепостили или одобрили в Facebook наибольшее количество раз, воспринимается как качественный. 
 
 
Smashing Network показывает оценки в Facebook контента, размещенного в сети. 
 
Идея системы кармы для комментариев, например, может быть представлена кнопкой "Нравится" в Facebook. Пользователи могут воспользоваться этой функцией и проголосовать за комментарий, который им понравился. Многоуровневая система будет к месту там, где чем больше перепоста будет у вашего комментария, тем более заметным он становится.  Он будет продвигаться вверх по оценочной шкале, обеспечивая вас преимуществами, такими, как возможность оставить ссылку на свой собственный сайт. 
Вот ссылки на популярные социальные ИПП:
 
 

Вопросы для обсуждения

Как бы вы внедрили систему кармы на обычные сайты и в небольшие сообщества? Как вы считаете, эффективна ли система кармы, используемая на сайтах типа Reddit, Stack Overflow и Hacker News?
 
Оригинал статьи: Jason Gross (jasonagross.com)
Похожие статьи
Комментарии (0)